- Кристенсен, Оге Tom
- (Kristensen, Aage Tom)(04.08.1893, Лондон - 02.06.1974, Копенгаген)датский поэт, прозаик и критик. Окончил Копенгагенский университет (1919). С экспрессионизмом связано раннее творчество К. начала 1920-х. Приобщению к экспрессионизму способствовало его знакомство в конце I мировой войны с книгой Х.Бара* “Экспрессионизм”, в которой его привлекла мысль о “внутреннем” и “внешнем” зрении как основе соответственно классического (включая импрессионистическое) и современного, экспрессионистского искусства. В экспрессионизме К. привлекали связь искусства с жизнью, антиклассическая тенденция и разрыв с традиционными понятиями гармонии и красоты. Значительное влияние на К. оказал и радикальный журнал “Клинген” (“Klingen”, “Клинок”, 1917-1920), знакомивший читателей с новыми явлениями в различных областях культуры, в частности, в литературе и особенно в живописи. Определяющую в изобразительном искусстве экспрессионизма роль визуального момента - глаза и зрения - К. стремился перенести и в поэзию.Поэтические сборники “Мечты пирата” (“Fribytterdramme”, 1920), “Чудеса” (“Mirakler”, 1922) и роман “Арабеска жизни” (“Livets Arabesk”, 1921) явились крупнейшим вкладом в литературу датского экспрессионизма. Ключевой образ пирата в одноименном стихотворении первого сборника олицетворяет стремление к бунту и приключению. Его “мечты” отражают субъективное сознание лирического героя, преобразующее и окрашивающее впечатления и образы реального мира. Основные мотивы и тон стихов сборника - дионисийское, в духе Ницше, опьянение жизнью, культ красоты и свободной любви. Активное, оптимистическое мировосприятие К. отмечено влиянием “космизма” У.Уитмена и Й.В.Йенсена. Бунт против норм буржуазного бытия проявлялся, с одной стороны, в эротизме, с другой - в известной социальной направленности, отразившейся в картинах жизни Копенгагена, его пролетарских кварталов, обитатели которых обрисованы в романтических и экзотических тонах. Символика революционного преобразования всей системы жизненных ценностей воплощена в одном из центральных стихотворений сборника - “Атлантида” (“Landet Atlantis”). Мифический остров символизирует современный хаотичный мир отживших ценностей, его гибель - неизбежная предпосылка для создания новой красоты “из резких контрастов”. Впоследствии К. называл “Атлантиду” своим “самым коммунистическим” произведением.Стиль экспрессионистской лирики К. отличает яркая живописность и динамика, сочетание контрастных красок в интенсивном движении, разнообразие ритмов и рифм, словесная игра и звукопись. В стихотворении “Шарманка” (“Lirekassen”, сборник “Чудеса”) музыка городских “задворок” приводит поэтов в экстатическое восхищение своей простотой и непосредственностью. Внутреннее эмоциональное напряжение сочетается со строго выдержанной внешней структурой стиха и четкой композицией сборников.Эта особенность сохраняется и в прозе К. В романе “Арабеска жизни” картины хаоса послевоенного Копенгагена, конфликт между верхами, живущими в обстановке материального изобилия и морального упадка, и обитателями трущоб изображены через призму восприятия главного героя - врача Йоргена Баумана. Он стремится к “плебеизации своей сущности”, мечтает вырваться из пустоты и страха буржуазного существования и заполнить эту пустоту “эротикой, революциями, проносящимися мимо событиями”, религией. Взгляд писателя на революцию здесь, в отличие от поэзии, пессимистичен; и буржуа, и восставшие пролетарии в равной мере душевно деморализованы. В финале восстание подавлено, мятущийся герой гибнет. В романе отсутствует психологическая разработка и детерминизм характеров. Действительность предстает в нем утрированной, искаженной субъективными впечатлениями и переживаниями, фантазиями и снами. Гротескная картина эпохи и послевоенного поколения, хаоса жизни была одновременно и выражением внутреннего мира писателя, действительность растворялась в лирической стихии.В 1922, после поездки в Китай и Японию, завершился экспрессионистский период творчества К. Начиная со сборника стихов “Павлинье перо” (“Paafuglefjeren”, 1922), поэтический стиль К. упрощается, становится все более ясным, спокойным и в то же время более утонченным. Разрабатывая те же мотивы, что и в “Арабеске жизни”, К. в романе “Другой” (“En Anden”, 1923) использовал метод психоанализа, погружаясь в детские и юношеские переживания героя, а в романе “Разрушение” (“Наеrvaerk”, 1930), своем самом значительном произведении, отразившем настроения “потерянного поколения”, прибег к технике “потока сознания” и создал широкую картину современной, в частности, копенгагенской, жизни. В 1930-е и последующие десятилетия все большее место в творчестве К., наряду с поэзией, занимала литературная критика. Оглядываясь назад, он резко отзывался об экспрессионизме, который характеризовал как легкомысленную “молодежную культуру” и проявление эстетизма, а в его представителях - поэтах Э.Бённелюкке*, Х.Х.Сеедорфе и др. - видел модных “шутов буржуазии” с “артистическим мировоззрением”.Лит.: Christensen H.J. En fribytters univers: от Tom Kristensens ekspressionistiske digte // Edda. 1969. Bd. 69, h. 6; EgebakN. Tom Kristensen. Kobenhavn, 1971; Breitenstein J. Tom Kristensens udvikling. Kobenhavn, 1978; Кристенсен СМ. Датская литература 1918-1952 годов. M., 1963.A. Мацевин
Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. Гл. ред. П.М.Топер.. 2008.