Кубин, Альфред


Кубин, Альфред
(Kubin, Alfred)
(10.04.1877, Лейтмериц, Австро-Венгрия, теперь Литомежице в Чехии - 20.08.1959, Цвикледт, верхняя Австрия)
   австрийский художник и писатель. Вырос в состоятельной католической семье. После безуспешных попыток сделать из сына государственного служащего или военного отец выделил К. наследство, позволившее ему переехать в 1898 в Мюнхен и получить художественное образование. В 1902 - первая выставка картин в Берлине, в 1903 - публикация первого альбома. Ранний стиль К.-художника - слияние элементов югенд-стиля с фантастическим визионерством, в котором обнаруживается “мятежная мощь пророческого видения” (П.Ф.Шмидт). К. много путешествовал (Вена, Прага, Париж, Италия, Балканы), но с 1906 и до конца жизни жил в собственном замке Цвикледт около Вернштейна на реке Инн. Среди друзей и близких знакомых К. - Э.Мунк*, П.Клее*, В.Кандинский*, Ф.Марк*, Г.Майринк*, Ф.Кафка*, Ф. фон Херцмановски-Орландо. В 1909 К. принимал участие в создании “Нового объединения художников Мюнхена”, его работы были представлены на выставке группы “Новое искусство” (1909, Вена, салон Писко), носившей отчетливо экспрессионистский характер, хотя сам термин “экспрессионизм” тогда еще не применялся. В 1911 К. вступает в группу “Дер блауэ райтер”*, участвует в ее выставках.
   Начав с предвосхищения сюрреалистической манеры в картинах “Муравьиная дорога” (“Ameisenstrasse”, 1900) и “Человек” (“Der Mensch”, 1902), отразив социально-критические и антимилитаристские тенденции времени в картинах “Война” (“Der Krieg”, 1903) и “Предчувствие” (“Die Ahnung”, 1906), К. в целом бесспорнее всего вписывается в экспрессионизм. Апокалиптическое мироощущение, визионерское предчувствие грядущих войн и социальных потрясений, изображаемых им как природно-космические катастрофы, приоритет духовного видения сущности перед его обманчивой внешней видимостью отчетливо выразились в графических сериях “На обочине жизни” (“Am Rande des Lebens”, 1921), “Святочная ночь” (“Rauhnacht”, 1925), “Новый танец смерти” (“Ein neuer Totentanz”, 1947) и др., а также в многочисленных иллюстрациях к литературным произведениям (в том числе и собственным). Как иллюстратор мировой литературной классики (Э.Т.А.Гофман, Вольтер, Э.А.По, Ф.М.Достоевский, Жан Поль, А. фон Арним, В.Гауф, Ж. де Нерваль, О. де Бальзак, Г.Мейринк, Г.Х.Андерсен, А.Стриндберг*, Т.Манн - всего он проиллюстрировал более ста произведений) он обнаружил способности конгениального прочтения художественного произведения, при котором фантазия художника выходит за пределы самого текста - так же, как экспрессионист выходит за пределы непосредственного зрительного видения мира, подключая собственное визионерское зрение. Его сравнивали с такими художниками, как И.Босх, Ж.Калло, Ф.Гойя, И.Г.Фюсли, активно использовавшими в своем творчестве фантастические сюжеты и образы. В 1933 К. был заклеймен в Германии как “выродившийся художник”, в 1937 63 его картины были конфискованы национал-социалистами.
   В паузах между занятиями живописью К. писал художественную прозу и воспоминания, но не придавал своему писательству особого значения, всегда считая для себя приоритетным занятие живописью. Особое место в истории немецкоязычной литературы приобрел его первый роман “Другая сторона” (“Die andere Seite”, 1909), который некоторые исследователи называют “ключевым произведением современной литературы” (И.Кирмайер-Дебре). Этот “фантастический роман” был написан за три месяца, еще месяц К. употребил на создание пятидесяти иллюстраций, которые считал наиболее важной частью произведения, рассматривая текст всего лишь как “рамочную конструкцию в романной форме, выполняющую функцию комментария к рисункам”. Эту книгу можно рассматривать в русле нескольких жанровых традиций: роман путешествия, роман воспитания, философский роман, антиутопия, роман-метафора, роман абсурда, роман-апокалипсис. Не меньшую сложность представляет анализ стиля романа, широта палитры которого простирается от сухого и протокольно точного журналистского репортажа до экспрессивно разорванного, эмоционально перенасыщенного потока впечатлений героя, находящегося на грани умопомешательства (он пишет свои записки после нескольких лет пребывания в психолечебнице). Чередование ракурсов и интонаций повествования подчеркивает субъективность мировосприятия человека, зависимость его суждений и взглядов на мир от изменяющихся эмоционально-психических состояний. Автор демонстрирует в романе различные ступени субъективизации мировосприятия, как зависящие, так и не зависящие от героя. В “царстве грез и сновидений” герой сталкивается с “другой стороной”: название романа соотносится и с реальной действительностью, и с человеческой психикой, и автора интересует прежде всего их неразрывная связь и взаимозависимость. В романе два центра, внешний и внутренний. Внешний - это Клаус Патера (по сюжету - бывший одноклассник героя-повествователя, сказочно разбогатевший и создавший силой своего воображения вблизи Тянь-Шаня утопическое “царство грез и сновидений” со столицей Жемчужина, которое он населяет “антипрогрессистами” со всех концов света. Внутренний центр романа - сознание героя, который по мере “снижения” в глубины бессознательного, где связываются воедино все нити жизни и открываются конечные загадки человеческого бытия, обретает способности ясновидения, прозревает: тайна замысла Патеры становится для него ключом для раскрытия тайны мироздания. К. искусно выстраивает “роман воспитания” своего героя на пути преодоления рационально-прогрессистской модели цивилизации. Раскрепощение психики происходит у героя благодаря неукоснительно антипрогрессистскому жизнеустройству в Жемчужине; мощному гипнотическому воздействию Патеры (от лат. pater - отец и patera - жертвенная чаша; в контексте романа это скорее “Бог-отец”), пробуждению бессознательного в психике героя, высвобождению могучей силы воображения, возрастающей по мере того, как герой опускается в глубины бессознательного. Оба движущих центра романа постепенно сближаются: творение постигло тайну творца и приняло предложенные им правила игры. За понимание этой тайны герою пришлось расплатиться утратой рассудка – пускай даже сам герой и утверждает, что его умопомешательство было временным.
   К., испытавший влияние А.Шопенгауэра, Ф.Ницше, буддизма (разделив это увлечение со своим другом Г.Майринком*), а также идей З.Фрейда (в особенности “Толкование сновидений”, 1900), К.Г.Юнга (учение об архетипах и коллективном бессознательном) и разнообразной мистической литературы, разработал в романе “Другая сторона” приемы и принципы изображения, которые затем активно использовались художниками и писателями разных направлений: Ф.Кафкой* в “Процессе” и в “Замке” (описание попыток героя пробиться сквозь бюрократические препоны в замке Патеры), некоторыми сюрреалистами и дадаистами (особенно в главе “Смятение сна” во второй части романа), магическими реалистами* (роман X.Казака “Город за рекой”, 1947) и современными писателями (например, сюжет исчезновений города Томы в романе современного австрийского писателя К.Рансмайера “Последний мир”, 1988). Современные исследователи обнаруживают в третьей части романа (“Крушение царства грез и сновидений”) экспрессионистскую параллель к романам Т.Манна (“Волшебная гора”) и Р.Музиля (“Человек без свойств”), показавшим иными художественными средствами кризис буржуазного общества и его религиозногуманистических ценностей.
   В наиболее сконцентрированной форме экспрессионистские черты проявились в третьей части романа, которая по апокалиптическому визионерству, деформации предметной реальности, а также эмоционально-субъективному монтажу картин и событий предваряет живопись и литературу экспрессионизма. Но в целом роман “Другая сторона” К. не укладывается полностью ни в одно из литературных течений XX в.: будучи авангардистом по форме и приемам, разделяя с экспрессионистами критику современной буржуазной цивилизации и не веря в ее прогрессивное развитие, К., тем не менее, был далек от социальной или общественной ангажированности. Основу его творческой позиции составляли пессимистический фатализм, социальный нигилизм и нравственный стоицизм. В 1973 немецкий режиссер Иоханнес Шааф снял по роману “Другая сторона” кинофильм “Город сновидений” (“Traumstadt”), который способствовал возобновлению широкого интереса к творчеству К.
   Соч.: Die andere Seite. Ein phantastischer Roman. München, 1909; Sansara. Ein Cyklus ohne Ende. München, 1911; Ein Totentanz. München, 1918; Die Blätter mit dem Tod. Berlin, 1919; Wilde Tiere. München, 1920; Der Guckkasten. Berlin, 1920; Die Planeten. Leipzig, 1943; Ein neuer Totentanz. München, 1947; Aus meiner Werkstatt. Gesammelte Prosa. München, 1973; Aus meinem Leben. Gesammelte Prosa mit 73 Zeichnungen. München, 1977.
   Лит.: Alfred Kubin - Leben, Werk, Wirkung/ Hg. K.Otten und P.Raabe. Hamburg, 1962; Bisanz H. Alfred Kubin. Zeichner, Schriftsteller. Philosoph. München, 1977; Lippuner H. A.Kubins Roman “Die andere Seite”. Berlin; München, 1977; Breicha O. (Hg.) Alfred Kubin. Weltgeflecht. Ein Kubin-Kompendium. Schriften und Bilder zu Leben und Werk. München, 1978; Brandstetter G. Das Verhältnis von Traum und Phantastik in Alfred Kubins Roman “Die andere Seite”// Phantastik in Literatur und Kunst. Darmstadt, 1980; Синий всадник / Перевод, комментарии и статьи З.Пышновской. М., 1996; Гугнин А. Роман Альфреда Кубина “Другая сторона” (1909) и истоки модернизации немецкоязычной прозы в XX веке // Проблемы истории литературы. Сборник статей. Выпуск второй. М., 1997.
   А. Гугнин

Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. . 2008.

Смотреть что такое "Кубин, Альфред" в других словарях:

  • Кубин Альфред — Альфред Кубин Альфред Кубин (Альфред Леопольд Изидор Кубин, нем. Alfred Leopold Isidor Kubin; 10 апреля 1877, Литомержице, Богемия  20 августа 1959, Вернштайн на Инне)  австрийский график, писатель и книжный иллюстратор. Биог …   Википедия

  • Кубин, Альфред — Альфред Кубин Дата рождения: 10 апреля 1877(1877 04 10) Место рождения: Литомержице (Чехия …   Википедия

  • КУБИН Альфред — КУБИН (Kubin) Альфред (1887 1959), австрийский писатель и художник экспрессионист (см. ЭКСПРЕССИОНИЗМ). Автор романа «Другая сторона» (1909) …   Энциклопедический словарь

  • Кубин — Кубин  чешская фамилия Кубин, Альфред  австрийский график, писатель и книжный иллюстратор Кубин, Отакар чешский живописец, скульптор и график. Кубин, Рудольф  чешский композитор См. также Кубина …   Википедия

  • КУБИН (Kubin) Альфред — (1887 1959) австрийский писатель и художник экспрессионист (см. Экспрессионизм). Автор романа Другая сторона (1909) …   Большой Энциклопедический словарь

  • Альфред Кубин — …   Википедия

  • Лихтенштейн, Альфред (писатель) — Альфред Лихтенштейн Alfred Lichtenstein …   Википедия

  • Дёблин, Альфред — Альфред Дёблин Alfred Döblin …   Википедия

  • Деблин Альфред — Почтовая марка ГДР, посвящённая А. Дёблину, 1978, 15 пфенингов (Михель 2338, Скотт 1928) Альфред Дёблин (нем. Alfred Döblin, 10 августа 1878, Штеттин, Померания, Германия  26 июня 1957, Эммендинген, Баден Вюртемберг)  немецкий писатель.… …   Википедия

  • Деблин, Альфред — Почтовая марка ГДР, посвящённая А. Дёблину, 1978, 15 пфенингов (Михель 2338, Скотт 1928) Альфред Дёблин (нем. Alfred Döblin, 10 августа 1878, Штеттин, Померания, Германия  26 июня 1957, Эммендинген, Баден Вюртемберг)  немецкий писатель.… …   Википедия

Книги

  • Другая сторона, Альфред Кубин. Роман австрийского художника А. Кубина нередко характеризуют как визионерский, однако в основе сновидческих апокалиптических образов "Другой стороны" оказываютсяи вопросы социального порядка,… Подробнее  Купить за 476 руб


We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.