- Кубишта, Богумил
- (Kubista, Bohumil)(21.08.1884, Влчковице у Градце Кралове, Австро-Венгрия - 27.11.1918, Прага, Чехословакия)чешский живописец, график, теоретик искусства. Родился в крестьянской семье. В 1903-1904 учился в пражском Художественно-промышленном училище, в 1904-1905 - в Академии изобразительных искусств (Прага), в 1906-1907 - во Флоренции в Институте изящных искусств. В 1907-1908 участвовал в выставках чешской группы “Осма” (“Osma”, “Восьмерка”). Во время поездок в Париж (1909-1910) изучал творчество Пуссена,Эль Греко, Ван Гога*, Сезанна, Пикассо. Был членом немецкой группы “Брюкке”*. Углублял знания в области новейшей философии, в естественных науках, оптике, увлекался математикой. В 1913 в чине офицера был призван в армию, служил до окончания I мировой войны. После возвращения в 1918 в Прагу, не имея иных средств к существованию, снова поступил на военную службу, вскоре умер во время эпидемии гриппа.В первых своих живописных работах “Баржи” (“Piskafské Iode”, 1905-1906) и “На сельской площади” (“Na návsi”) - К. отдал дань импрессионизму, но в последующих картинах ощущается влияние Ван Гога (“Интерьер”, “Interiér”, 1908; “У нас во дворе”, “U nás na dvofe”; “Летний день”, “Letní den”; “Деревья летом”, “Stromy v létë”; “На прогулке в Ригеровских садах”, “Na promenade v Riegrovych sadech”, 1908), отчасти Мунка* (“Фабрика”, “Továrna”, 1908). С позиций художника-экспрессиониста он развивает и углубляет понимание цвета как автономного средства выразительности. Использование возможностей цвета для передачи напряженности человеческих чувств и душевных состояний становится доминантой его творчества. Однако знакомство с французским кубизмом и интерес к математике способствовали обращению художника к кубистической манере (“Курильщик”, “Kufák”, 1910; “Каменоломня”, “Lom”, 1910), хотя в целом его палитра богаче. Для К. характерна пластичная, тональномоделированная форма; в статье “О духовном фундаменте современной эпохи” (“О duchovním podkladu moderní doby”, 1909) он формулирует требование “углубленной духовности формы и содержания”.Чувство отчаяния, которое не раз подводило К. к мысли об уходе из жизни, передается в его исповедальных автопортретах, приобретающих трагическое звучание из-за насыщенности сгущенной “чернотой” -“Синий автопортрет” (“Modry autoportrét”, 1909); “Автопортрет в плаще” (“Vlastní роdobizna v haveloku”, 1908). Таким же настроением проникнута и большая часть натюрмортов 1910-х. Вера в мистические свойства красок и их способность психического воздействия рождает тревожную колористику картин “Пассажиры третьего класса” (“Cestující tfetí tfídy”, 1908) и “Игрок” (“Нгаб”, 1909); композиций на религиозные темы - “Голгофа” (“Kfízová cesta”); “Воскресение Лазаря” (“VzkfíSení Lazara”); “Святой Себастьян” (“Svaty Sebestián”, 1912). Трагически экспрессивны картины 1912 “Поцелуй смерти” (“Políbek smrti”); “Повесившийся” (“ObëSeny”), “Убийство” (“Vrazda”), “Гипнотизер” (“Hipnotizar”).Начало 1910-х отмечено стремлением К. синтезировать опыт современного искусства с традициями классицизма. Он обращается, в частности, к творчеству Пуссена, картину которого “Орфей и Эвридика” копировал еще в Париже. Под его воздействием в творчестве К. усиливаются черты монументальности, наметившиеся еще раньше в картинах 1911 “Весна” (“Jaro”), “Купание женщин” (“Koupání zen”), “Суд Париса” (“Paridûv soud”), “Купание мужчин” (“Koupání muzû”).Творчество К. характеризуют его слова, сказанные о Сезанне: “...Всему анархическому и случайному он противопоставил требование высшей степени выразительности, цельности и единства и тем самым осуществил переход от импрессии к экспрессии”.Лит.: KubiätaFr. Bohumil Kubiäta. Brno, 1940; HlavaÖek L. Zivotní drama Bohumila Kubiäty. Praha, 1968; Pomajzlová A. Úloha barvy: Kupka a Kubiäta v roce 1909// Expresionismus a Oeské umení. 1905-1927. Praha, 1994.Р. Филипчикова
Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. Гл. ред. П.М.Топер.. 2008.