- Лагерквист, Пер Фабиан
- (Lagerkvist, Par Fabian)(23.05.1891, Векшё - 11.07. 1974, Стокгольм)шведский прозаик, поэт, драматург, эссеист. Лауреат Нобелевской премии (1951). В гимназические годы под влиянием теории Дарвина и произведений Стриндберга* увлекся социализмом. В 1910-1916 сотрудничал в левых и социалистических молодежных газетах и журналах: “Фрам” (“Fram”, “Вперед”), “Стормклоккан” (“Stormklockan”, “Набат”) и “Бранд” (“Brand”, “Пожар”), публикуя в них “красные”, несамостоятельные стихи, рассказы и рецензии. В 1911 поступил в Упсальский университет, где изучал историю литературы и искусства. Первая, бунтарски-декадентская, экспериментальная по форме книга Л. - повесть “Люди” (“Människor”, 1912), как и последующие “Две сказки о жизни” (“Tvâ sagor от livet”, 1913) и “Мотивы” (“Motiv”, 1914), остались практически незамеченными.Под влиянием знакомства с современной французской живописью во время поездки в Париж (1913) Л. написал эстетический трактат “Искусство словесное и искусство изобразительное” (“Ordkonst och bildkonst”, 1913). Современной литературе, ограничивающейся натуралистическим копированием действительности либо “декадентской” развлекательностью, он противопоставил новейшее изобразительное искусство, основанное на принципах “архитектоники”, на устойчивых конструктивных элементах, простых формах и красках, чему, по его мнению, в наибольшей степени отвечал кубизм. Соответствие им в литературе он находил в архаических формах древней поэзии: Библии, исландском эпосе, памятниках Древнего Востока и др.Попытки реализовать достаточно условную задачу претворения принципов кубизма в литературной практике оставили некоторый след в книге новелл “Железо и люди” (“Järn och människor”, 1915) и сборнике стихов и лирической прозы “Ужас” (“Ângest”, 1916). Обе книги отмечены переживаниями, вызванными I мировой войной. В новеллах сборника “Железо и люди” Л. стремился передать не конкретные военные события, а “дух” войны, преломленный в сознании и судьбах людей. Война предстает в обобщенном виде как сила, абсолютно враждебная человеку и жизни, символизируемая в бездушном понятии - “железо”. В этой книге Л. уже начал отходить от формального “архитектонического” принципа к эмоционально заряженному фрагментарному стилю, близкому к экспрессионизму. Свое полное выражение эта тенденция нашла в сборнике “Ужас”, который вошел в историю шведской литературы как первое произведение шведской экспрессионистской поэзии. Тональность сборника определяется стихами, выражающими состояние человека в дисгармоничном, рушащемся мире, охваченном кошмаром войны, сопряженное с чувством острого личного душевного разлада - трагического отчуждения личности в абсурдном бытии и невозможности преодолеть кризис на путях традиционной веры. Коллизия приобретает космические масштабы. Переживание страха, отчаяния и одиночества выражается в форме нерифмованного стиха, с резкими перебоями ритма, близкого к верлибру (“Ужас, ужас мне жребием стал...”). Внутреннее состояние лирического героя отождествляется с причудливым пейзажем, например, - с “дремучим лесом, оглашаемым криками окровавленных птиц”. Часто возникают характерные для экспрессионизма мотивы и образы: “крик”, “хрип”; резкие смены настроений: страх сменяется жаждой жизни, бессилие и безнадежность соседствуют с экстазом.Экспрессионистский период в творчестве Л. охватывает 1915-1918 и, помимо поэзии и лирической прозы, включает ряд пьес и программное эссе “Современный театр” (“Modern teater”, 1918), направленное против сценического натурализма - традиций ибсеновской драмы и иллюзии реальности на сцене. Л. призывал не бояться “театральности”, сценической условности. Отказываясь от прежних кубистских пристрастий, он обосновывал экспрессионистский по своей сути принцип фрагментарности и импульсивности. Драму “Последний человек” (“Sista mänskan”, 1917) вполне можно назвать “драмой крика*” (“Schrei-Drama”). В триптихе “Трудный миг” (“Den svâra stunden”, 1918) тема смерти человека - перехода “из мрака в мрак” - проходит в трех вариациях; в смятенном, взвинченном сознании героев фрагменты прожитой жизни переплетаются со сном, с безнадежным ожиданием неведомого и механическим повторением событий. Одноактная пьеса “Тайна неба” (“Himlens hemlighet” в сборнике “Хаос”, “Kaos”, 1919, включающем также стихи и прозу), ставшая апогеем экспрессионистской драматургии Л., изображает отчаянный и тщетный поиск юным героем ответа на неразрешимый вопрос о смысле жестокого и абсурдного бытия.Смыкаясь в своем творчестве с общеевропейским экспрессионистским движением, Л. организационно не примыкал ни к каким литературным или эстетическим группам или союзам. Его отношение к экспрессионизму было неоднозначным. Когда он по поручению газеты “Свенска дагбладет” (“Svenska Dagbladet”) в 1915 посетил экспрессионистскую выставку в Берлине, организованную журналом “Штурм”*, большинство произведений вызвало у него резко критическую реакцию. Исключение составили работы русских художников В.Кандинского* (позднее вдохновившего Л. на создание эссе “Современный театр”, “Modern teater”, 1918) и M.Шагала*, оставившего впечатление “странника во Вселенной” (“rymdsvävare”). Много позднее, в 1947, Л. решительно отвергал мнение некоторых критиков о влиянии на него немецкого экспрессионизма: “Я до сего дня действительно не читал ни одного немецкого экспрессиониста [...]. Зачем мне это, когда я соотечественник Стриндберга и могу черпать непосредственно из источника?” Обращаясь к Стриндбергу, Л. воспринял и экзистенциальную проблематику его поздней драматургии (“На пути в Дамаск”, “Игра снов”, “Соната призраков”), сближающую обоих шведов - через экспрессионизм - с некоторыми заметными явлениями в искусстве середины и второй половины XX в. - с “театром абсурда”, с творчеством С.Беккета. “Первым великим "экспрессионистом" после Стриндберга” назвал Л. американский исследователь А.Густафсон.Начиная с повести “Улыбка вечности” (“Det eviga leendet”, 1920), в творчестве Л. наметился отход от экспрессионизма. Ощущение враждебности и абсурдности бытия уступило место более примиренной позиции “доверия к жизни” (“livstro”). Эмоционально взрывчатый, дисгармоничный, фрагментарный стиль сменился более уравновешенным, “классичным”. Но художественный опыт экспрессионизма оставил глубокие следы на всем последующем творчестве Л. - в характерной для него обобщенности образов, в подчеркивании типического, даже анонимного, за счет индивидуального и конкретного, в склонности к отвлеченным, метафизическим построениям в противовес историческим, социальным и психологическим реалиям. Произведения 1920-х: сборник сатирических “Злых сказок” (“Onda sagor”, 1924), автобиографическая повесть “В мире гость” (“Gast hos verkligheten”, 1925) - позволяют говорить о сближении писателя с реализмом. В лирике, в том числе любовной (сборник “Песни сердца”, “Hjärtats sânger”, 1926), значительное место начала занимать традиционная форма стиха. В 1930-1940-е отвлеченно-метафизические размышления о природе зла стали наполняться актуально-политическим антифашистским содержанием: аллегорическая повесть и одноименная пьеса “Палач” (“Bödeln”, 1933), роман на условно-исторический сюжет “Карлик” (“Dvärgen”, 1944). После II мировой войны Л. создал обширный мифологический цикл на позднеантичном и раннехристианском материале: “Варавва” (“Barabbas”, 1950), “Сивилла” (“Sibyllan”, 1956), “Смерть Агасфера” (“Ahasvérus död”, 1960), “Пилигрим в море” (“Pilgrim pâ havet”, 1962) и “Святая Земля” (“Det heliga landet”, 1964), к которому примыкает и последняя повесть Л. “Мариамна” (“Mariamna”, 1967). В центре этих произведений - драма аутсайдера, отчужденного от других людей, от жизни, от веры, - его сомнения, утраты, поиски нравственных ориентиров в безответном мире.Соч.: Prosa. D. 1-8. Stockholm, 1949-1966; Dramatik. D. 1-3. Stockholm, 1956; Dikter. Stockholm, 1965; Antecknat. Ur efterlämnade dagböcker och anteckningar. Stockholm, 1977; Современная шведская поэзия. M., 1979; Сочинения: В 2 т. Харьков, 1997; Хейденстам В. фон. Воины Карла XII. Лагерквист П. Улыбка вечности. М., 1999.Лит.: Bergman G.M. Par Lagerkvists dramatik. Stockholm, 1928; Hornström E. Par Lagerkvist. Frân den rôda tiden till Det eviga leendet. Stockholm, 1946; Fearnly R. Par Lagerkvist. Oslo, 1950; Halleux P. Par Lagerkvist. Bruxelles, 1950; Dalgaard O. Par Lagerkvist og ekspresjonismens teater// Syn og segn. Oslo, 1952; Spector R.D. Par Lagerkvist. N.Y., 1973; Karahka U.-L. Kring Par Lagerkvists Ângest och den tyska expressionismen // Tidskrift för litteraturvetenskap. 1975. № 1; SjOberg L. Par Lagerkvist. N. Y., 1976; Lagerroth U.-B. Régi i möte med drama och samhälle. Per Lindberg tolkar Pär Lagerkvist. Stockholm, 1978; Schöierl. Pär Lagerkvist. En biografi. Stockholm, 1987.А. Мацевин
Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. Гл. ред. П.М.Топер.. 2008.