- Ласкер-Шюлер, Эльза
- (Lasker-Schüler, Else)(11.02.1869, Эльберфельде -16.01.1945, Иерусалим)немецкая поэтесса, драматург, прозаик. Родилась в Рейнской области, вьфосла в богатой еврейской семье, где сильны были религиозные традиции. С юности отличалась хрупким здоровьем и душевной неуравновешенностью, учебу в лицее вынуждена была оставить вследствие нервного заболевания. Выйдя замуж за врача И.Б.Ласкера (1894), переехала с ним в Берлин, где с увлечением обучалась живописи. Впоследствии проявила себя как одаренная художница (иллюстрировала многие свои книги). Вела богемный образ жизни, ее занятия литературой вначале имели полудилетантский характер. После своего позднего поэтического дебюта (в 1899 ее стихи впервые появились в журнале “Гезельшафт”, “Die Gesellschaft”, издавававшемся писателями, близкими к немецкому натурализму), Л.-Ш. устанавливает все более крепнущие связи в литературной среде. Она дружит с поэтом П.Хилле (памятником этой дружбы стала “Книга о Петере Хилле”, “Das Peter-Hille-Buch”, 1906), изданная уже после его кончины). Первый сборник стихов Л.-Ш. “Стикс” вышел в 1902; с этого времени она печатается постоянно. Из последующих поэтических книг наиболее значительны “Седьмой день” (“Der siebente Tag”, 1905) и “Еврейские баллады” (“Hebräische Balladen”, 1913). Семейная жизнь Л.-Ш. была тревожной, осложнялась постоянными любовными увлечениями (герои которых, как правило, становились героями ее лирических циклов-поэты И.Гольцман, Г.Эренбаум-Дегеле, позднее Г.Бенн*). Расторгнув первый брак, она вторично выходит замуж (1903) за Г.Вальдена* (издателя журнала “Штурм”), но и этот брак был расторгнут в 1910. Далекая от политики, Л.-Ш., тем не менее, всегда стихийно тяготела к бунтарям и гонимым. Она резко осуждала I мировую войну (на которой погибли ее друзья - поэт Г.Тракль* и художник Ф.Марк*). Совместно с Ф.Верфелем* и Г.Гроссом* она часто выступает на антивоенных литературно-художественных вечерах, с сочувствием встречает Ноябрьскую революцию 1918 года в Германии. Вершиной литературной славы Л.-Ш. стало время Веймарской республики: в 1919-1920 издается единственное прижизненное собрание ее сочинений в десяти томах, появляется множество статей, посвященных ее творчеству. Однако гонорары за поэтические публикации были невелики; Л.-Ш. жила в нужде, не имея постоянного крова; ее единственный сын Пауль рано умер. Присуждение Л.-Ш. премии имени Клейста (1932) вызвало бурю негодования в националистической и фашистской печати. Вскоре после прихода гитлеровцев к власти она была избита штурмовиками прямо на улице и спаслась паническим бегством в Цюрих.Обширное творчество Л.-Ш. весьма разнообразно; в нем ощутимы самые различные влияния и традиции (характерная авангардистская алогичность и даже хаотичность контрастно сочетается с глубоко традиционными образами иудейской и христианской религии). Она постоянно обращается в своей поэзии к одним и тем же темам и образам: одиночество поэта во враждебном мире, память о детстве, образы родных и близких, радости и горести любви, трагическая участь родного народа, библейские и восточные мотивы. Однако они неизменно обретают каждый раз новые преломления. Л.-Ш. тяготела - и в поэзии, и в быту - к ярким восточным драпировкам: “В ночь моей глубочайшей скорби я назвала себя принцем фиванским” (“Юсуф, принц фиванский” - один из ее поэтических псевдонимов). Исключительная яркость метафор и сравнений, склонность к неологизмам, дерзкий и необычный синтаксис, обилие восклицаний - таковы постоянные отличительные черты ее лирического стиля. Ее прославленная любовная лирика также метафорически зашифрована: адресатам даются вымышленные имена (И.Гольцман выступает под именем “Сенна Гой”, Г.Бенну дано условное германское имя “Гизельхеер”, Г.Эренбаум-Дегеле именуется “принцем Тристаном”). Лирическая проза Л.-Ш. заведомо исключает сюжетность; это фрагменты, наброски, отрывки воспоминаний, прямые высказывания по разным волнующим ее поводам. Глубочайшая человечность, сострадание к людям постоянно присутствуют и в прозе, и в стихах Л.-Ш. (“пока голодает хоть один ребенок, Богу не нужна синагога. Не будучи гордой, я верю, что говорю от Божьего имени”). Драматургия Л.-Ш. привлекает внимание выдающихся режиссеров, в том числе М.Рейнгардта; известностью пользовалась ее ранняя драма “Река Вуппер”, 1908, где в гротескной и вместе с тем реалистической манере изображен маленький город в Рейнской области, быт рабочих и фабрикантов, острые социальные конфликты. Последующие драмы тяготеют к большей обобщенности и символической абстракции (“Артур Аронимус и его предки”, 1936, “Я и я”, 1944; в этой последней незавершенной драме своевольно преломляются некоторые образы “Фауста” Гете).В 1933-1939 Л.-Ш. живет в Швейцарии под постоянной угрозой высылки (в 1938 она была лишена германского гражданства), с 1939 - в Палестине, где ее застала II мировая война. Ей так и не удалось приспособиться к условиям эмиграции. Хотя она в эти годы гораздо реже выступала с новыми произведениями, ее поэтический авторитет среди писателей антифашистской эмиграции (Т.Манн, Ф.К.Вайскопф и др.) был очень высок. Мучительно переживая разлуку с родиной, Л.-Ш. в 1941 создала в Иерусалиме литературный кружок “Грааль”, где выступала с чтением своих произведений. Последняя прижизненная книга-сборник “Мой голубой рояль” (“Mein blaues Clavier”, 1943), вышла с ее иллюстрациями в Иерусалиме тиражом в 330 экземпляров. Здоровье ее было подорвано; она часто болела и в конце января 1945 умерла от сердечного приступа.Судьба творческого наследия Л.-Ш. не совсем обычна. В первые послевоенные десятилетия оно оказалось в Германии полузабытым. Лишь с середины 60-х, когда в литературе обоих германских государств настойчиво (хотя и в разном преломлении) возникает тема “непреодоленного прошлого”, внимание к творчеству Л.-Ш. и других писателей-эмигрантов возрастает; в ней начинают видеть “величайшую немецкую поэтессу со времен Дросте” (Ст.Хермлин). Число исследований на разных европейских языках, посвященных ее жизни и творчеству, постоянно множится. В настоящее время в Вуппертале действует “Общество Эльзы Ласкер-Шюлер”; с 1996 под редакцией Эллерса и его сотрудников издается фундаментальное собрание сочинений, куда, помимо художественных произведений, должны войти все ее письма и рисунки.Соч.: Gesamtausgabe. Bd. 1-10. Berlin. 1919-1920; Dichtungen und Dokumente / Hg. E.Ginsberg. München, 1951; Gesammelte Werke in drei Bänden. Bd. 1-3. München, 1959-1962; Gesammelte Werke und Briede. Bd. 1-3. Frankfurt a. M., 1996-1998 (издание продолжается); Современные немецкие поэты в переводах Владимира Эльснер. М., 1913; Певцы человечества. Хрестоматия немецкого экспрессионизма. Берлин, 1923; Чужая лира. М., 1923; Западноевропейская поэзия 20 века. М., 1977 (БВЛ. Т. 152); Сумерки человечества. Лирика немецкого экспрессионизма. М., 1990; Германский Орфей. Поэты Германии и Австрии 18-20 вв. М., 1993.Лит.: Bansen D. Else Lasker-Schüler. Stuttgart, 1971; Else Lasker-Schüler. Stuttgart. Ein Buch zum 100. Geburtstag der Dichterin / Hg. M.Schmid. Wuppertal, 1969; Cohn H.W. Else Lasker-Schüler. The broken World. Cambridge, 1974; Buaschinger S. Else Lasker-Schüler. Heidelberg, 1981; Klusener E. Else Lasker-Schüler mit Selbstzeugnissen und Bibddokumenten. Reinbek b. Hamburg, 1987; Else Lasker-Schüler. 1869-1945. Bearbeitet von Erika Klusener und Friedrich Pfafflin. Marbach, 1995 (Marbacher Magazin. 1995,71).Г.Ратгауз
Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. Гл. ред. П.М.Топер.. 2008.