- Лекаи, Янош
- (Lékai, János)(настоящая фамилия Лейтнер, Leitner; псевдоним Джон Лассен, 17.06.1895, Варашд, ныне Ва-рашдин, Хорватия - 17.07.1925, Нью-Йорк, США)венгерский прозаик, драматург, поэт. Сын строительного подрядчика; окончил реальное училище и Торговую Академию в Будапеште. Принадлежал к группе Л.Кашшака*, чье творчество наряду с творчеством немецких экспрессионистов было для него художественным образцом. Жизненным примером стал для него О.Корвин, человек высоких нравственных достоинств и обширных литературных познаний, интеллигент, который принял пост наркома безопасности Советской Венгрии и был после ее поражения повешен. Л. рос под обаянием поэзии Э.Ади, Р.М.Рильке, Э.Верхарна, немецких экспрессионистов, прозы раннего Т.Манна, живописи Й.Риппля-Ронаи, Рембрандта, Эль Греко, и тоже избрал путь революционера-подпольщика. В 1918 он стрелял (неудачно) в бывшего премьера, ярого поборника мировой войны, графа Иштвана Тису. Созидание для спасения заблудшего человечества идеального “нового человека”* посредством подчинения духовной деятельности социально-практической пользе - такова главенствующая идея творчества самого Л., парадигматичная в отношении этических исканий всей радикальной венгерской интеллигенции начала века.Первые произведения Л. - публиковавшиеся в журналах Л.Кашшака статьи о художественных выставках, музеях, картинах (Эль Греко). Позже, в Советской Венгрии в 1919 и затем в эмиграции в Германии, Л. отдалился от Кашшака, отдавшись пропагандистской работе в коммунистической печати. В 1921 участвовал во II конгрессе Коммунистического интернационала молодежи в Москве. С 1922 жил в США, где, вплоть до своей смерти от туберкулеза, редактировал нью-йоркскую венгерскую газету “Уй Элёре” (“Uj Elöre”, “Новый Вперед”). Печатался - главным образом в немецких переводах - в Германии и Румынии (в Констанце). В немецком переводе стали известны его повесть “Красное и белое” (“Rot und weiss”, 1923), где персонажи-эмигранты в ожесточенных спорах обсуждают возможности революционной борьбы, включая террор, и драма “Йоханнес Менш” (“Johannes Mensch”, 1923; в 1925 поставлена московским Камерным театром), написанная ритмизированной прозой по следам “Трагедии человека” И.Мадача и “Человека-массы” Э.Толлера*. “Дух” и “Незнакомец”, символические персонификации сил света и тьмы, борются в этой драме за “Человека”, который в конце концов казнен, но должен пресуществиться в новых, счастливых поколениях. Стихи Л. своей свободной экзальтированно-ритмизованной манерой вторили его прозе. Лейтмотив их - самоотверженное мученичество, искупительная гибель во имя грядущего (“О, царство нового. Нам совершенными стать не дано... / мы по могильной кромке ступаем. / Идем, идем... / Цветы, о, цветы... трепещут белоснежные цветы” - “Подпись для одной фотографии”, “Unter eine Photographie”, 1921, имеется в виду фотография К.Либкнехта). Та же библейско-мессианская символика возникала в рассказах (например, в рассказе “Новый Христос”, “Az uj Krisztus”, 1920: заключенная, чей муж-революционер повешен на заре, в это же время в тюрьме рожает “нового Иисуса, нового Христа”. В Германии (Лейпциге) вышли также репортажи Л. “Другая Америка” (“Das andere Amerika”, 1924) и роман о жизни американских рабочих и Ку-Клукс-Клане “Господа и рабы” (“Herren und Sklaven”, 1924, русский перевод. M., 1927).Соч.: Lékai J. Válogatott írásai. Budapest, 1963.Лит.: Salyámossi M. Gyetvai János és Lékai János // Tanulmányok a magyar szoc i alista irodalom tórténetébol. Budapest, 1962; KovácsJ. A “megváltás” eszme a forradalmi avangard koltészetében és festészetében// Mítosz és utopia. Budapest, 1995; Ules L. Von Todeserwartung überzogene Sehnsucht nach Schönheit //Neohelikon. 1996. XX1II/1.О. Россиянов
Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. Гл. ред. П.М.Топер.. 2008.