Барлах, Эрнст


Барлах, Эрнст
(Barlach, Ernst)
(02.01.1870, Ведель - 24.10.1938, Росток)
   немецкий скульптор и график, а также драматург, прозаик, эссеист. Сын врача. Обучался скульптуре в Школе прикладного искусства в Гамбурге (1888-1891), затем в дрезденской Академии художеств (1891-1895, у Р.Дица); в 1896 посещал Академию Жюльена в Париже. В 1899-1910 жил и работал преимущественно в Берлине; с 1910 поселился в г. Гюстров (Мекленбург), где уединенно работал до конца жизни.
   Б. - один из крупнейших мастеров европейского экспрессионизма, ярко и глубоко выразивший себя в изобразительном искусстве и в литературе и внесший значительный вклад в разработку художественной системы этого стиля, особенно в ретроспективные его поиски. Характерные черты мироощущения начали сказываться в творчестве Б. после двухмесячной поездки в Россию в 1906 (описана им в русском дневнике, 1906), во время которой он духовно преобразился, открыв для себя “символы человеческого состояния во всей их обнаженности между небом и землей” (“Рассказанная жизнь”, “Ein selbsterzähltes Leben”, 1928). В те же годы происходили аналогичные изменения стиля Б.-писателя. Столь стихийно возникшая настроенность творчества обрела мощную и многостороннюю реализацию в зрелых работах Б. в Гюстрове.
   С 1910 Б.-художник принципиально исключал для себя работу непосредственно с натуры (за исключением портретов), что сказалось в очевидной абстрагированности его собирательного образа Человека, трансформированного в образ экстатический и гротесковый (“Я долгое время не мог делать ничего другого, кроме как изображать человека в оковах, измученное человечество, сжигаемых ведьм, гравировать сцену похорон ребенка, изображать Бога в виде чрева или нищего, Бога-отца в хаосе - все, связанное с переживаниями войны и мира”, 1922). Мистицизм, рождающийся из сплава христианских, пантеистских и строго избирательных философских корней (Я.Бёме, китайская философия VI-IV вв. до н.э.), уже с начала 1910-х переходил в постоянный контекст творчества Б. Сказывалась также приверженность молодого художника к символизму, усугубляемая пессимизмом и тягой к замкнутому образу жизни.
   В скульптуре Б. пришел к наиболее концентрированному и сущностному методу самовыражения. Его феноменальный пластический инстинкт исходил из интуитивного ощущения “простых форм” (“Мировосприятие скульптора, как буря, срывает всю разукрашенную чувственность, всякую игру случайностей, чрезмерность и орнаментальную нарядность с костяка Вселенной. Архитектоника есть выражение стремления к истине^..]. Упрощение и монументализация - именно они дают мне понимание вечных идей”. - Из дневника, конец 1906).
   В заочном споре с В.Кандинским* (письмо Р.Пиперу от 28.12.1911) Б. отстаивал собственное понимание реализма во имя “возможности сострадать” и, возражая против беспредметного искусства, был готов допустить сравнение себя как художника с “писателем”, “актером” или “медиумом” (“Если краски и линии возникают в связи с человеческой формой, то они обретают силу, ибо исходят из человеческой души”. - Там же).
   Как ваятель Б. остался апологетом классических традиций (в том числе Древнего Египта), по-современному осмысленных и чувственно заостренных в воздействии на зрителя. Концепция его станковой пластики подчинялась одной из центральных идей экспрессионизма - духовного противоречия в человеке. Сложное и потенциально “взрывное” движение человеческой фигуры, передающее внутреннее состояние образа, как правило, жестко гасилось спокойствием монументальной формы. Впервые этот прием был продемонстрирован в склоненной “Русской нищей” (“Russische Bettlerin”, 1907).
   Наибольшего успеха Б. достиг в использовании традиций соборной скульптуры Средневековья. Эта проблема занимала многих его соотечественников, а также других крупных европейских мастеров: А.Дерена, Ж.Руо*, П.Пикассо, с 1950-х - Б.Бюффе. Органичность и убедительность “готицизмов” Б. объяснялась превосходным знанием законов художественного синтеза романики и готики и способностью сохранять онтологический контекст в сугубо современной интерпретации. Его знаменитый “Парящий ангел” в соборе Гюстрова (1927) - оригинальнейшая смелая парафраза средневековой надгробной плиты X-XIII вв., позволившая создать в пространстве бокового нефа современный сакральный алтарь, который гораздо сильнее воздействует на зрителя, нежели подлинный средневековый алтарь в том же храме. С блеском интерпретируя выразительные средства храмового синтеза и прийдя к своему варианту “горнего мира”, Б. затем воплотил это ощущение в мистическом видении трансцендентного существа, остающегося непостижимым вопреки его человеческому облику. Близкую модификацию законов готики скульптор продемонстрировал в памятнике павшим для города Магдебурга (1929), в статуях для фасада церкви св. Екатерины в Любеке (1931-1932) и в девятифигурном “Фризе внемлющих”, (“Der Fries der Lauschenden”, 1930-1935).
   В графике Б. работал в основном в технике гравюры на дереве и литографии как иллюстратор собственных драм и произведений немецкой классической литературы (Гете, Шиллер, Клейст и др.). Не меньший интерес вызывают оригинальные графические циклы (“Превращения Бога”, “Die Wandlungen Gottes”, 1920; “Упражнения легкой руки”, “Übungen der leichten Hand”, 1935) как философско-психологические импровизации на тему все тех же “символов человеческого состояния”, представленных уже крупным планом. Лейтмотивом многих из них оставалась тема отчаяния и бессилия человека перед непостижимыми для него противоречиями жизни. Со стороны техники почерк Б.-графика оставался близким почерку мастеров дрезденского объединения “Брюкке” (Э.Нольде*, К.Шмидт-Ротлуфа*), то есть ориентированным на традиции позднесредневековой немецкой гравюры XV-XVI вв.
   Избранный еще в 1919 действительным членом Прусской Академии искусств (Берлин), в 1925 - почетным членом мюнхенской Академии художеств, Б. с конца 1920-х подвергался систематической травле в нацистской прессе. В 1937 его скульптуры фигурировали на выставке “Дегенеративное искусство” в Мюнхене.
   Место Б. в истории немецкого литературного экспрессионизма определяется в первую очередь созданными им драматическими произведениями. По тематике, мотивам, образной системе его философская драма (как и проза) родственны его пластике и графике; в некоторых случаях есть и прямые параллели; период наиболее активной литературной работы приходится на 1910-1920-е. В середине 1920-х пьесы Б. шли в разных театрах Германии (в постановках Л.Йесснера*, Ю.Фелинга и др.) и заслужили высокую оценку (в том числе, Т.Манна, К. фон Осецкого, Г.Йеринга); в 1924 он был отмечен премией Клейста. В годы нацизма публикации и постановки Б. были запрещены. Оказавшись в глубокой изоляции, он был вынужден прятать и даже зарывать в землю рукописи, хотя в своих сочинениях впрямую не касался ни злободневных тем, ни политики.
   Незавершенные повесть “Зеешпек” (“Seespeck”, 1913-1916), как и роман “Украденная луна” (“Der gestohlene Mond”, 1936-1938) представляют собой метафорически-усложненные, во многом автобиографические тексты. Б. не отождествлял себя с экспрессионизмом, настаивая на том, что экспрессионистскими средствами невозможно передать главное в искусстве - “сострадание”. Однако центральная тема литературного творчества Б., которую следует понимать как поиски человеком своего пути в мире, звучала - независимо от его теоретических воззрений - вполне по-экспрессионистски. Для Б. миром была не только окружающая героя реальность, но также - человечество вообще, мироздание, космос, вселенная.
   Герои Б. всегда обретают себя в подвиге, служении, жертве. Проблема внутреннего совершенствования человека решается драматургом в двух планах: условно-символическом и реалистическом. Действие драм “Мертвый день” (“Der tote Tag”, 1912, одна из первых экспрессионистских пьес в Германии), “Найденыш” (“Der Findling”, 1922), “Хорошее время” (“Die gute Zeit”, 1929) перенесено в некое абстрактное пространство. “Потоп” (“Die Sündflut”, 1924) - драма на ветхозаветный сюжет, в “Графе фон Рацебурге” (опубликована посмертно в черновом варианте, 1951) соединяются библейские темы и средневековая легенда. В других пьесах - “Бедный родственник” (“Der arme Vetter”, 1918), “Истинные Зедемунды” (“Die echten Sedemunds”, 1920), “Синий Боль” (“Der blaue Boll”, 1926) - действие развертывается в современной Германии, в провинциальной обывательской среде, изображенной сатирически и гротескно. Оба способа воплощения идеи у Б. единовременны и равноправны, жизненная достоверность непременно сочетается с многослойной метафорической образностью, а содержательная абстракция в обобщенной форме выражает насущные проблемы современности. Первая из этих проблем, по Б., - ответственность индивидуума перед всем человечеством и своим высшим предназначением. Масштабность этих устремлений и сама их суть несомненно свидетельствуют о том, что Б. (может быть, не отдавая себе в этом отчета) воспринял пафос эпохи, запечатленный экспрессионизмом.
   Глубинный конфликт произведений Б. выявляется не столько через сюжет и действие, сколько в развитии нескольких мотивов, связанных с душевным миром героев - многозначным и неустойчивым, как это часто бывало в драме на рубеже столетий, где разрушение театрального “характера” стало обычным. Основной художественный принцип драматурга - неразрешенность противоречий, сложность и неоднозначность в распределении красок. Герои-искатели (их всегда двое: пара влюбленных, два друга, две родственных натуры и т.д.) не идеализированы, но противопоставлены убогому окружению иным нервным ритмом и состоянием, и потому являют скрытую общность. Только в своей первой и самой известной пьесе “Мертвый день” Б. не разрабатывает эту внутреннюю структуру - содержание ее составляет конфликт Матери и Сына (это не действующие лица, но обобщения), и сама проблема поколений решается в русле экспрессионистских постулатов, диалог строится как внешняя словесная вязь, поверхностная логика скрывает нелогичность, разорванность высказываний. Но реплики главных героев соотносятся на уровне неявного смысла, что отличает диалог Б. от характерного для экспрессионизма принципа “говорения мимо друг друга” (Vorbeireden).
   Логика причинно-следственной связи событий и действий заменена логикой развития темы. Б. часто использует характерный для экспрессионизма прием построения “драма пути”* (“Stationendrama”), где каждая сцена запечатлевает новую фазу развития душевного состояния и конфликта. Но конфликт у него не нарастает и не разрешается, а варьируется. Главным, как и у многих экспрессионистов, становится тот поворотный пункт, когда мировосприятие героя неожиданно и резко меняется. Однако у Б. это преображение (Wandlung) свершается только на глубинном уровне сознания; человек внутренне становится лучше, чище, красивей - это и есть результат. Такая концепция человека прослеживается и в иллюстрациях автора к собственным произведениям. Принцип неразрешенности противоречий отражает в поэтике Б. сложность и неисчерпаемость жизни, бесконечность человеческих возможностей.
   Во всех своих творческих ипостасях Б. близок традициям немецкой культуры - от древних мифов и народных сказаний, средневекового театра с его моралистической драмой, барокко с его причудливостью стиля и контрастами высокой духовности и натуралистического снижения, до немецкой классики и, в первую очередь, “Фауста” Гете. Эстетика экспрессионизма сказалась в выборе тем и героев, в структуре и стилистике его пьес. Вместе с тем, его поиски были совершенно самостоятельны: он появился в театральной жизни Германии как “посторонний, смельчак, который ничего не знает про эстетические законы, и уж тем более - про перебранку направлений” (К.Осецкий). Приверженность глубинной нравственной проблематике, настойчивая разработка “вечных тем” была для Б. формой стойкой и недвусмысленной оппозиции фашизму.
   Произв.: “Звездочет”, “Sterndeuter”, 1909; “Разъяренный”, “Der Berserker”, 1910; “Вынимающий меч”, “Der Schwertzieher”, 1911; “Панический ужас”, “Panischer Schrecken”, 1912; “Мститель”, “Der Rächer”, 1914; “Смерть и жизнь”, “Tod und Leben”, 1916/17; “Человек в рогатке”, “Der Mann im Stok”, 1918; “Милосердие”, “Barmherzigkeit”, 1919; “Парящий Бог-отец”, “Schwebender Gottvater”, 1922; “Смерть”, “Der Tod”, 1925; памятник павшим для г. Магдебурга, 1929, Магдебург, собор; иллюстрации к “Вальпургиевой ночи”, “Walpurgisnacht из “Фауста” Гете, ксилографии, 1922.
   Соч.: Das dichterische Werk in 3 Bänden. München, 1958-1959.
   Лит.: Barlach E. Werkverzeichnis I-III. Hamburg, 1958-1971; Barlach E. Die Briefe. 1888-1938/ Hg. F.Dross. Bd. I-II. München, 1969; Ernst Barlach. Werk und Wirkung/ Hg. E.Jansen. Berlin, 1972; Маркин 10. Эрнст Барлах. Пластические произведения. M., 1976; Фюман Ф. Барлах в Гюстрове// Фюман Ф. Избранное. М., 1973; Искусство, которое не покорилось. 1933-1945. Немецкие художники в период фашизма. М., 1972; Зоркая М. Драматургия и графика у Эрнста Барлаха // Филологические науки. 1985. № 2.
   Ю. Маркин (изобразительное искусство) М. Зоркая (драматургия)

Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. . 2008.

Смотреть что такое "Барлах, Эрнст" в других словарях:

  • Барлах, Эрнст — Эрнст Барлах …   Википедия

  • Барлах Эрнст —         (Barlach) (1870 1938), немецкий скульптор, график и писатель. Учился в Художественно промышленной школе в Гамбурге (1888 91), в дрезденской АХ (с 1891) и в Париже (1895 96). В 1906 посетил Россию. Произведениям Барлаха, творчески… …   Художественная энциклопедия

  • Барлах Эрнст — (Barlach) (1870 1938), немецкий скульптор, график и писатель. Гуманистические, антимилитаристские, полные эмоционального напряжения произведения Барлаха (памятник павшим в соборе в Гюстрове, 1927, уничтожен фашистами) по художественному решению… …   Энциклопедический словарь

  • Барлах Эрнст — Барлах (Barlach) Эрнст (2.1.1870, Ведель, Шлезвиг Гольштейн, ‒ 24.10.1938, Росток), немецкий скульптор, график и писатель. Учился в Художественно промышленной школе в Гамбурге (1888‒91), в дрезденской АХ (с 1891) и в Париже (1895‒96). В 1906… …   Большая советская энциклопедия

  • БАРЛАХ Эрнст — (Barlach, Ernst Heinrich) (1870 1938), немецкий скульптор, график и писатель; родился 2 января 1870 в Веделе (Хольштайн). Свою художественную деятельность начал как скульптор, и именно эта сторона его творчества получила наибольшую известность.… …   Энциклопедия Кольера

  • Барлах Эрнст — …   Википедия

  • Барлах — Барлах, Эрнст Эрнст Барлах Почтовая марка ГДР, 1970 (Михель 1534, Скотт 1166) …   Википедия

  • Эрнст Барлах — Почтовая марка ГДР, 1970 (Михель 1534, Скотт 1166) Дата рождения: 2 января 1870 Место рождения …   Википедия

  • Барлах — Эрнст (Barlach, Ernst) 1870, Ведель, округ Гольштейн 1938, Росток. Немецкий скульптор, график, драматург. Обучался скульптуре в Художественно промышленном училище в Гамбурге (1888 1991), затем в дрезденской Академии художеств у Роберта Дица (1891 …   Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия

  • Эрнст Вайс — Ernst Weiß Имя при рождении: Ernst Weiß Дата рождения: 28 августа 1882 Место рождения: Брно, Австро Венгрия Дата смерти: 15 июня 1940 …   Википедия

Книги

  • Барлах, Эрнст, Джесси Рассел. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. High Quality Content by WIKIPEDIA articles! Эрнст Ба?рлах (нем. Ernst Barlach, 2 января 1870,… Подробнее  Купить за 1125 руб
  • Эрнст Барлах, Ю. П. Маркин. В основу данной книги легли впечатления от личности человека, ощущавшего себя в нашем беспокойном мире философом, художников и писателем одновременно. Барлах - пример поразительной… Подробнее  Купить за 450 руб
  • Эрнст Барлах, Ю. П. Маркин. В основу данной книги легли впечатления от личности человека, ощущавшего себя в нашем беспокойном мире философом, художником и писателем одновременно. Барлах - пример поразительной… Подробнее  Купить за 220 руб
Другие книги по запросу «Барлах, Эрнст» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.