Лембрук, Вильгельм


Лембрук, Вильгельм
(Lehmbruck, Wilhelm)
(04.01.1881, Майдерих, близ Дуйсбурга - 25.03.1919, Берлин)
   немецкий скульптор, график и живописец. Родился в шахтерской семье. Обучался скульптуре в Художественно-промышленном училище (1895-1899) и в Академии художеств (1901-1906) в Дюссельдорфе. В 1910-1914 работал и выставлялся в Париже (контакты с А.Архипенко, К.Бранкузи, А.Модильяни). С началом I мировой войны возвратился в Германию и до конца 1916 работал в Берлине, участвуя в выставках Свободного Сецессиона. В 1917-1918 продолжал интенсивную художественную практику в Швейцарии (Цюрих), сблизившись здесь с поэтами А.Эренштейном* и Г.Бетге, драматургом Ф. фон Унру*, художниками К.Хофером и Т.Тцара, актрисой Э.Бергнер.
   Л. - первый по времени и один из крупнейших мастеров экспрессионизма в европейской скульптуре начала XX в. Сила экспрессии сказывалась в максимальном заострении и сверходухотворенности его художественного языка, внешне отвечающего эстетическим нормам классической скульптуры. Л. - яркий пример художника-визионера, пришедшего в относительно благополучные для Европы ранние 1910-е к необычному стереотипу человеческого образа и выразившего в нем свое предчувствие грядущих катастроф и свое представление о внутренних противоречиях современного человека. Л. правомочно считать одним из самых значительных наследников О.Родена в скульптуре XX в., радикально обновившим профессиональный метод французского скульптора и значительно углубившим, развившим трагическое содержание его центрального образа - Мыслителя (“Возвышающийся”, “Emporsteigender Jüngling”, 1913; “Поверженный”, “Der Gestürzte”, 1916; “Сидящий”, “Sitzender Jüngling”, 1917 и др.).
   Смысл экспрессии для Л. заключался в предельной концентрации духовного состояния человеческого образа, доводимой порой до трансцендентного звучания (“Мыслитель”, “Kopf eines Denkers mit Hand”, 1918). Это позволяет масштабно сопоставлять его с В.Ван Гогом*, Э.Мунком*, Ж.Руо* или М.Врубелем*.
   Как мастер формы Л. исходил из характерного для экспрессионизма противопоставления возбужденного состояния образа и рациональной выстроенности человеческой фигуры, благодаря чему духовный порыв человека получал гораздо более емкое истолкование. Его заслугой стало также открытие новых возможностей “контрформы” (внутреннего пространства скульптурной формы), несомненно обогативших европейскую пластику XX столетия. Реальное пространство в крупных статуях Л. оказывается буквально “свистящим”, то есть зажатым и динамично устремленным между объемами и выступами формы или вовлеченным в спиралевидное ее развитие, что усиливает психологический заряд образа и создает характерное “силовое поле” статуи, воздействующее на зрителя. Благодаря необычно вытянутым пропорциям и обобщению объемов фигур, образ у Л. внешне выглядит “манекеном” (Ю.Майер-Грефе), плоть которого словно “съедается” извне и изнутри агрессивным пространством и кажется растворяющейся в воздухе. В то же время форма у Л. монументальна с основных точек обзора, как бы складываясь из четких симметричных конфигураций в виде пирамиды, трапеции, усеченного конуса, шара и т.д. С конца 1910-х эти приемы будут подхвачены и развиты другими последователями Родена в Германии (Г.Кольбе, Э. де Фиори, Х.Халлер и др.) и доведены до самоценных эффектов в скульптуре авангарда (Р.Беллинг, О.Шлеммер и др.).
   В истории искусства XX столетия фигура Л. осталась уникальной еще в одном аспекте - как оригинального интерпретатора традиций Средневековья и христианской иконографии. Попыток такого рода в Европе известно множество, особенно в Германии с середины XIX в., но даже у Родена, Бурделя и Майоля подобные ретроспекции выглядели эпизодическими и нередко спорными. У Л. же, начиная с “Коленопреклоненной” (“Kniende”, 1911), контакты с искусством XI-XVI вв. ощущались зашифрованными, но непреложными, как своего рода духовная проекция готики в современность, воплощаемая интуитивно и свободная от иконографических “цитат” и поверхностных “готицизмов”. Скульптуры Л., как и образы высокой готики, начисто лишены чувственного начала в силу их духовной концентрации; еще более заострены они в пропорциях - невероятно вытянутые, подчиненные S-образному изгибу и воплощающие идею духовного освобождения, порыва человека к Небу. Любая статуя Л. с ее устремленностью ввысь, обнаженностью и гибкостью каркаса и сложным композиционным равновесием может быть сравнима с идеальной архитектурной формой XX в. и в то же время заставляет вспомнить о сходной устремленности напряженных сводов готических соборов XII-XIII вв.
   Столь же впечатляюще приходил Л. и к оригинальным иконографическим импровизациям, объединяя, например, в “Коленопреклоненной” состояние девы Марии и позу архангела Гавриила из Благовещения, в “Задумавшейся” (“Sinnende”) - образы Разумной и Неразумной дев, а в “Поверженном” и “Сидящем” - наметки иконографических мотивов Моления о чаше, Плача Иеремии и Поругания Христа. В искусстве всего XX в. к столь же тонким современным ассоциациям с христианским искусством смог прийти только Э.Барлах* в работах второй половины 1920-х - начала 1930-х. Л. писал: “Я верю, что мы снова идем навстречу действительно большому искусству, и что мы скоро найдем способ выражения своего времени в монументальном современном стиле. Я нахожу у некоторых художников разных стран это общее чувство, несмотря на решительное несходство их произведений” (“О современном искусстве”, 1910, опубликовано 1919).
   Несомненный интерес представляет также графическое и живописное наследие Л. 1910-х, дополняющее представление о его специфическом почерке в искусстве. В январе 1919 Л. был избран членом Прусской Академии искусств. Два месяца спустя он покончил с собой во время приступа психического заболевания. Большинство его произведений собрано в музее его имени в Дуйсбурге.
   Произв.: Скульптура: “Купальщица”, “Badende”, 1913; Головы влюбленных”, “Liebende Köpfe”, 1918; “Молящаяся”, “Betende”, 1918; Живопись: “Сусанна”, “Susanna”, 1913; “Склоненный женский торс”, “Geneigter Frauentorso”, 1913; “Пьета”, “Pieta”, 1915; “Лежащая обнаженная”, “Liegender weiblicher Akt”, 1916; “Распятие”, “Kreuzigung”, 1918.
   Лит.: Petermann Е. Die Druckgraphik von Wilhelm Lehmbruck. Stuttgart, 1964; Schubert D. Die Kunst Lehmbrucks. Worms-Stuttgart, 1981; Handler G. Wilhelm Lehmbruck. Das zeichnerische Werk. Stuttgart, 1985; Маркин Ю.П., Бугуева Ю.В. Вильгельм Лембрук. Скульптура. Графика. Живопись. Поэзия. М., 1989.
   Ю. Маркин

Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. . 2008.

Смотреть что такое "Лембрук, Вильгельм" в других словарях:

  • Лембрук Вильгельм —         (Lehmbruck) (1881 1919), немецкий скульптор. Учился в АХ в Дюссельдорфе (1901 07). Ранние произведения Лембрука, созданные под влиянием А. Майоля, отличаются ясной пластической красотой, уравновешенной тектоникой ( Стоящая женщина ,… …   Художественная энциклопедия

  • Лембрук Вильгельм — (Lehmbruck) (1881 1919), немецкий скульптор. От ранних пластически ясных работ перешёл к экспрессионизму; чрезвычайно вытягивая пропорции фигур, стремился придать им особую трагическую одухотворённость («Упавший», 1915 16). * * * ЛЕМБРУК… …   Энциклопедический словарь

  • Лембрук, Вильгельм — Вильгельм Лембрук. Преклонившая колено. 1911. Дуйсбург …   Википедия

  • Лембрук Вильгельм — Вильгельм Лембрук. Преклонившая колено. 1911. Дуйсбург Почтовая марка ФРГ с изображением работы Лембрука Вильгельм Лембрук (нем. Wilhelm Lehmbruck; 4 января 1881, Мейдерих, ныне в составе Дуйсбурга  25 марта 1919, Берлин)  выдающийся …   Википедия

  • Лембрук Вильгельм — Лембрук (Lehmbruck) Вильгельм (4.1.1881, Дуйсбург, 25.3.1919, Берлин), немецкий скульптор. Учился в Художественной академии в Дюссельдорфе (1901 07), работал в Берлине, Париже, Цюрихе. Ранние произведения созданы под влиянием А. Майоля и… …   Большая советская энциклопедия

  • ЛЕМБРУК Вильгельм — (Lehmbruck, Wilhelm) (1881 1919), немецкий скульптор и график, родился 4 января 1881 в Дуйсбурге в семье шахтера. В 1895 начал заниматься искусством в Академии художеств в Дюссельдорфе, в 1910 уехал в Париж. Следуя классицистическому учению… …   Энциклопедия Кольера

  • Лембрук — Лембрук, Вильгельм Вильгельм Лембрук. Преклонившая колено. 1911. Дуйсбург …   Википедия

  • Лембрук — Вильгельм (Lehmbruck, Wilhelm) 1881, Майдерих, пригород Дуйсбурга 1919, Берлин. Немецкий скульптор. Принадлежал к шахтерской семье. Учился в Дюссельдорфе, в Художественно промышленном училище (1895 1899) и в Академии художеств у Карла Янсена… …   Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия

  • Вильгельм Лембрук — Вильгельм Лембрук. Преклонившая колено. 1911. Дуйсбург Почтовая марка ФРГ с изображением работы Лембрука Вильгельм Лембрук (нем. Wilhelm Lehmbruck; 4 января 1881, Мейдерих, ныне в составе Дуйсбурга  25 марта 1919, Берлин)  выдающийся …   Википедия

  • ЛЕМБРУК (Lehmbruck) Вильгельм — (1881 1919) немецкий скульптор. От ранних пластически ясных работ перешел к экспрессионизму, к трагическим образам и вытянутым, условным формам ( Упавший , 1915 16) …   Большой Энциклопедический словарь

Книги

Другие книги по запросу «Лембрук, Вильгельм» >>


We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.