- Лихтенштейн, Альфред
- (Lichtenstein, Alfred)(23.08.1889, Берлин - 25.09.1914, Вермандовиль-на-Сомме, Франция)немецкий поэт и прозаик. Родился в семье фабриканта. После гимназии изучал юриспруденцию в Берлине и Эрлангене, защитил диссертацию по театральному праву (1913). Осенью того же года был призван в армию, в августе 1914 попал на фронт, 25 сентября 1914 погиб в возрасте 25 лет.Л. принадлежал к кружку молодых литераторов, группировавшихся вокруг берлинского “Кафе дес Вестенс”*. Его первые стихи и прозаические зарисовки печатались в журнале “Штурм”*, начиная с 1910; с 1912 регулярно публиковался в “Акцион”*. Раннее стихотворение Л. “Die Dämmerung” (что можно перевести и как “Сумерки”, и как “Рассвет”, 1913) обычно упоминается рядом с “Концом света” ван Ходдиса*; по мнению Г.Бенна*, именно публикация этих двух стихотворений “положила начало экспрессионистской поэзии”, предвосхищая наиболее существенные стилевые и образные элементы эпохи. Для его поэзии характерно отсутствие лирического “я”, что создает дистанцию, обусловливающую критически-отстраненное восприятие. Как и в ранней поэзии Штрамма* или Штадлера*, пишущий субъект внешне совершенно равнодушно излагает наблюдаемое, передавая его в быстрой смене картин и образов. Но за подчеркнутой бесстрастностью улавливается потрясенность, страх перед близящимся к краху миром.Неприятие патетики, характерной для неоклассицизма, сочетается у Л. с пристрастием к абсурдным картинам, стилевой эксперимент и меланхолическая эксцентричность - с катастрофическими видениями и предчувствием вселенского распада. Его стиль во многом характеризуют очуждающие элементы, приверженность к образам грядущего разрушения. Среди излюбленных приемов - оксюморон, сатирический гротеск, пародийность, фрагментарность и разорванность изображения. Он охотно пользуется также приемами, характерными для детских стихов и солдатских песен, клишированными оборотами газетной хроники, усиливающими парадоксальное воздействие его стихов. Л. - гневный поэт большого города, его развращающее влияние на человека он передает в гротескных строфах и прозаических фрагментах. “Ты, мой Берлин, ты опиум, ты стерва” - такое восприятие мегаполиса, одновременно необходимого и ненавистного, характерно для многих экспрессионистов. Для лирики Л. типичны сломы настроения, крайние противоречия, передающие тон берлинской богемы, инфантильность, соседствующая с грубым сарказмом, нарочитое смешение стилевых элементов, включая пародийные ассоциации с Р.М.Рильке и Г. фон Гофмансталем. Поэт сознательно эпатирует читателя, в то же время оставаясь утонченно-чувствительным и порой даже сентиментальным. Его парадоксальный юмор вырастает из апокалиптических мотивов, абсурдистски воспринимаемого ожидания гибели.Творчество Л., несмотря на небольшой объем им написанного, оказало значительное влияние на развитие экспрессионистской литературы. В собранном виде его поэзия и проза были изданы лишь в 1960-е.Соч.: Gesammelte Gedichte. 1962; Gesammelte Prosa, 1966.Лит.: Heckmann H. Marginalien zu Lichtenstein // Akzente, 1955; KanzogK. Die Gedichthefte Alfred Lichtensteins // Jahrbuch der deutschen Schillergesellschaft, 1961; Kuntzel H. Alfred Lichtenstein// Expressionismus als Literatur / Hg. W.Rothe. Bern; München, 1969; Paulsen W. Alfred Lichtensteins Prosa// Jahrbuchderdeutschen Schillergesellschaft. 1968. 12.И. Млечина
Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. Гл. ред. П.М.Топер.. 2008.