Лоусон, Джон Говард


Лоусон, Джон Говард
(Lawson, John Howard)
(25.09.1894, Нью-Йорк - 11.08. 1977, Сан-Франциско)
   американский драматург и сценарист. По окончании колледжа Уильямса (Уильямстаун, 1914) поступил в нью-йоркское отделение агентства “Рейтер”. В годы I мировой войны служил в санитарном отряде во Франции; после ее окончания прожил два года в Париже, где был свидетелем зарождения и развития новых художественных и социальных концепций, которые наложили отпечаток на его творчество, и где он написал первые пьесы – “Слуга-хозяин-любовник” (“Servant-Master-Lover”) и “Стандарты” (“Standards”, обе 1916). Раннее творчество Л. по духу и художественной направленности близко экспрессионизму. Пьеса “Роджер Блумер” (“Roger Bloomer”), поставленная в 1923 на Бродвее, признана, наряду с “Императором Джонсом” и “Косматой обезьяной” О'Нила* и “Счетной машиной” Э.Раиса*, одним из наиболее ярких примеров влияния эстетики экспрессионизма на драматургию США.
   Тема “Роджера Блумера” - судьба молодого американца из глубокой провинции, сына богатого владельца магазина, который в окружающей его бездуховной атмосфере не находит пути для развития и утверждения своей личности. Дж.Дос Пассос*, впоследствии основавший вместе с Л. и М.Голдом “Театр новых драматургов” (1927-1929), в предисловии, предпосланном публикации пьесы, охарактеризовал ее так: “Сырая, лишенная определенности попытка до предела использовать эмоциональные возможноети театра для выражения обычнейшей американской темы - мальчишка бежит из дома в большой город”. Пьеса строится как цепочка коротких эпизодов и завершается фантасмагорической сценой, “балетом-сновидением в духе Фрейда”, навеянной впечатлениями от постановок дягилевской труппы. Персонажи выступают как аллегорические фигуры, символизирующие разные стороны социального бытия, давление которого герой ощущает как угрозу полного уничтожения своей личности. В разработке темы звучат явные переклички с характерным для экспрессионизма отрицанием нравов буржуазного общества и наступающего урбанизма, в восприятии которого Л. сохраняет, однако, свойственную многим американским художникам XX в. двойственность.
   В пьесе “Процессия” (“Processional”, 1925) Л. занял еще более радикальную общественную позицию, продолжив в то же время театральный эксперимент. Сделав стержнем действия забастовку на шахтах в Западной Виргинии, он придал пьесе, жанр которой определил как “джаз-симфонию американской жизни”, злободневное звучание и политическую остроту. Тема классовой борьбы получила в ней неожиданное решение: пронизывающая ее горечь оттеняется искрами живого юмора и заразительными джазовыми импровизациями, полными жизнеутверждения и радости бытия. Действие движется рывками, сменяющими друг друга короткими эпизодами в типично экспрессионистском “стаккатном” ритме. Американская критика рассматривала “Процессию” в ключе экспрессионизма, но Л. в предисловии к пьесе отверг подобную оценку: “Я пытался создать метод столь же далекий от строгого реализма, как и от легковесных настроений экспрессионизма. Очевидно, что но своему характеру эта новая техника есть по существу техника мюзик-холла”, - и утверждал, что его пьеса выросла из американских корней. На тех же принципах строятся и пьесы Л. “Громкоговоритель” (“Loudspeaker”, 1927) и “Интернационал” (“The International”, 1929).
   В 1930-е Л. перешел на позиции марксизма. Его драматургия, проникнутая идеями классовой борьбы и критикой американского общества, приобрела пропагандистский характер, достигший пика в “Строевой песне” (“Marching Song”, 1937), образце агитационной пьесы на революционную тему. После ее постановки Л. надолго расстался с театром, переехал в Голливуд, сотрудничать с которым начал еще в конце 1920-х. В 1936 он выпустил книгу “Теория и техника написания пьесы” (“Theory and Technique of Playwriting”; расширенный вариант дополнен материалами о кино, 1949). В годы маккартизма Л. был вызван в комиссию по расследованию антиамериканской деятельности, изгнан из Голливуда и приговорен к тюремному заключению по делу “Голливудской десятки” (1950-1951). В 1960-е создал ряд книг об американском кино и по теории кино.
   Лит. : Broussard L. American Drama. Contemporary Allegory from Eugene O'Neill to Tennessee Williams. Norman, 1962; Himelstein M.Y. Drama Was a Weapon: The Left-Wing Theatre in New York 1929-1941. New Brunswick, New Jersey, 1963; Rabkin G. Drama and Commitment: Politics in the American Theatre of the Thirties. Bloomington, 1964; Smiley S. The Drama of Attack: Didactic Plays of the American Depression. Columbia, 1972.
   M. Коренева

Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. . 2008.

Смотреть что такое "Лоусон, Джон Говард" в других словарях:

  • Лоусон (Lawson), Джон Говард — (25.IX.1895, Нью Йорк 11.VIII.1977, Сан Франциско, Калифорния)  драматург, киносценарист, критик, общественный деятель.    В начале своего творческого пути находился под сильным влиянием экспрессионизма. Его первые пьесы, «Роджер Блумер» (Roger… …   Писатели США. Краткие творческие биографии

  • Молдер-Браун, Джон — Джон Молдер Браун John Moulder Brown …   Википедия

  • Lawson, John Howard —    см. Лоусон, Джон Говард …   Энциклопедический словарь экспрессионизма

  • Lawson, John Howard —    см. Лоусон, Джон Говард …   Писатели США. Краткие творческие биографии

  • Чёрный список Голливуда — «Чёрный список» Голливуда (англ. Hollywood blacklist)  список деятелей культуры и искусства в США в 1940 1950 х годах, которым запрещалось заниматься профессиональной деятельностью из за их политических убеждений. В списки,… …   Википедия

  • Черный список Голливуда — «Чёрный список» Голливуда (англ. Hollywood blacklist)  список деятелей культуры и искусства в США в 1940 1950 х годах, которым запрещалось заниматься профессиональной деятельностью из за их политических убеждений. В списки, составлявшиеся… …   Википедия

  • АВСТРАЛИЯ — 1) Австралийский Союз, гос во. Название Австралия (Australia) по расположению на материке Австралия, где находится свыше 99% территории гос ва. С XVIII в. владение Великобритании. В настоящее время представляет собой федерацию Австралийский Союз… …   Географическая энциклопедия

  • Дмитрык, Эдвард — Эдвард Дмытрык Edward Dmytryk Имя при рождении: Эдвард Дмытрык Дата рождения: 4 сентября 1908(1908 09 04) Место р …   Википедия

  • Оскар (кинопремия, 1939) — << 10 я Церемонии вручения 12 я >> 11 я церемония награждения премии «Оскар» Дата 23 февраля 1939 года Место проведения Biltmore Bowl, Biltmore Hotel, Лос Анджелес, США Ведущий( е) без официально заявленного ведущего 11 я церемония …   Википедия

  • Премия «Оскар» за лучший литературный первоисточник — Премия «Оскар» за лучший литературный первоисточник  награда Американской академии киноискусства, присуждавшаяся с первой церемонии вплоть до двадцать девятой. Премию получал автор оригинального литературного материала, на основе которого… …   Википедия

Книги



We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.