Лоц, Эрнст Вильгельм


Лоц, Эрнст Вильгельм
(Lötz, Ernst Wilhelm)
(06.02.1890, Кульм-на-Висле - 26.09.1914, департамент Эна, Франция)
   немецкий поэт и прозаик. Отец преподавал в Кадетской школе. Родители готовили сына к карьере профессионального военного и отправили учиться в Кадетскую школу сначала в г. Плён-Гольштейн (1905), затем в Гросс-Лихтерфельде (1906). Первые стихотворения относятся к 1907. В 1908 Л. стал прапорщиком Королевского прусского пехотного полка, до мая 1910 посещал Высшую военную школу в Касселе, в 1910 был произведен в лейтенанты. В 1911 внезапно прервал военную карьеру, поступил в берлинскую Торговую школу. Подражая Рембо, с 1912 работал в гамбургской фирме импорта и экспорта. На это время приходятся первые прозаические наброски Л. Один из сквозных мотивов его творчества - далекая экзотика: “Сошли с ума по островам в чужих пространствах” (“Wolkenüberflaggt”, “Во флагах туч”). “Юг” выступает в качестве основной метафоры утопической идеализированной дали как “пространства внутреннего избавления” (Ф.Мартини).
   Стихотворение Л. “Порыв молодежи” (“Aufbruch der Jugend”, 1913) принадлежит к ключевым текстам раннего экспрессионизма. В нем парадигматически представлены активизм* и утопизм движения, прославление идеального будущего, протест против государства, общества и искусства. После публикации в “Поэтических листовках”* стихотворение перепечатывалось во многих журналах. Призывая в нем “вымести власть и разрушить отжившего троны, / старого мира развалины смыть своим бурным потоком”, Л., тем не менее, с недоверием относился к революционным лозунгам. Его поэзия, не политизированная в прямом смысле, косвенно оказывала сильнейшее революционное воздействие.
   В 1913 Л. познакомился с Р.Демелем*, затем с К.Хиллером*; А.Р.Майер публикует в “Поэтических листовках” сборник стихотворений Л. “И красивые пятна хищного зверя” (“Und schöne Raubtierflecken”, 1913), принадлежащий к лучшим образцам любовной лирики экспрессионизма. Лирику Л. отличает подвижность, гибкость, парящая легкость, пронизывает чувственная экспрессия, но все стихотворения крайне деликатны и целомудренны.
   “Языковое становление современной души” (Г.Фридрих) происходит у Л., как и у многих поэтов раннего экспрессионизма, в лирике Города*. Город - это и сцена, на которой рушатся все былые представления о жизни, и непосредственный участник драматических изменений в сознании. Происходит очуждение городского пространства и его “демонизация”, внутреннее состояние жителя современного города становится объектом пристального внимания: “Взорвались ночи города горячим диким светом, / Он разорвал нас в клочья, растерзал, разнес. / Вибрируют, дрожат безумно нити наших нервов / В асфальтовом ветру, что рвется из колес” (“Взорвались ночи”, “Die Nächte explodieren”).
   Поэзия Л. насыщена словами и выражениями из сферы акустики, часто образованными средствами звукописи, и парными словосочетаниями типа “звуки-сны”. Его язык отличается оригинальными морфологией и синтаксисом и богат поэтическими окказионализмами, его стиль напоминает танец “бабочек весной” (К.Хиллер), который то разворачивает фигуры строго симметрично, то рассыпает всякую симметрию. Раскованность и свобода в обращении с языком, смелые метафоры, свидетельствующие о жажде порыва и действия, выбор необычной лексики, часто сюрреалистического характера, особенно глаголов движения, определяют неповторимость его как этого художника. Прозаические тексты Л. носят фантастический, утопический характер и по стилистике и мироощущению близки к его поэзии. Герой задуманного Л. романа намерен бежать из опостылевшей Европы и по другую сторону океана построить “государство человечности”, “идеальную республику, впервые за тысячелетия соизмеримую с величием человеческого духа”.
   В начале I мировой войны Л. ушел на фронт, полный юношеского энтузиазма и гордости за Германию: “О мое отечество, я звонко тебя воспою! О Будущее, Европа! И мы, молодые, восторженные!” (август 1914, письмо жене). Но уже через несколько дней тональность писем меняется: “Я видел пленных французов, плакавших из-за необходимости убивать невинных братьев [...] Я сыт по горло сенсациями войны”. Как командир роты, он был представлен за успешную оборону против численно превосходящего противника 7 сентября 1914 к Железному кресту; 26 сентября Л. погиб от пулевых ранений в голову и грудь.
   Журналы “Революцион”*, “Штурм”*, “Ди вайсен блетер”* и др. публиковали многие стихи Л. К.Вольф* посмертно издал в 1916 в №36 серии “Судный день”* второй его сборник под названием “Во флагах туч” (“Wolkenüberflaggt”). В дальнейшем Л. много печатали в журналах и альманахах (“Гениус”, “Genius”, 1919; “Дихтунг”, “Die Dichtung”, 1920; “Дер бюхервурм”, “Der Bücherwurm”, 1919-1920 и др.), его стихи включались в самые известные антологии экспрессионистской лирики: “Сумерки человечества”* К.Пинтуса* (1919), “Книгу мертвых” В.Пшигоде (1919), “Благовещение” Р.Кайзера (1921), в более поздние антологии Г.Бенна* (1955); Д.Боде (1966); П.Рюмкорфа (1976). Современное литературоведение ставит Л. как поэта в один ряд с Г.Геймом*, Э.Штадлером*, А.Штраммом* и Г.Траклем*, но его проза долгое время оставалась неизвестной. Опубликованый лишь в 1955 архив Лоца подтвердил мнение о том, что он “не только бесспорно один из величайших лириков экспрессионизма, но и эпиков, которых еще меньше, чем лириков, - его язык уходит в область абсолютной прозы, подобной "рентгеновскому снимку" действительности, где каждое слово имеет свой вес и парящую прозрачность” (Д.Хофман).
   Соч. : Prosaversuche und Feldpostbriefe. Aus dem bisher unveröffentlichen Nachlass/ Hg. H.Draws-Tychsen. Diessen vor München, 1955; Die Briefe von und an Emst Wilhelm Lötz// Jahrbuch der deutschen Schillergesellschan. Stuttgart. Jg. 11/1967; Lötz E.W. Gedichte, Prosa, Briefe / Hg. J. von Esenwein// Frühe Texte der Moderne. München, 1994.
   Лит.: Hiller К., Meidner L. Im Nacken das Stememeer. München; Leipzig, 1918; Hoffmann D. Prosa als Röntgenbild der Wirklichkeit. Eine Erinnerung an Ernst Wilhelm Lötz// Unbekannte Tageszeitung, vermutlich “Die Union”. Dresden, 1955; Hoffmann D. Prosa von Ernst Wilhelm Lötz// “Deutsche Rundschau”. Bd. 85/1959; Hiller K. Radioaktiv. Reden 1914-1964. Wiesbaden, 1966.
   H. Пестова

Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. . 2008.

Смотреть что такое "Лоц, Эрнст Вильгельм" в других словарях:


We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.