- Бартош, Ян
- (BartoS, Jan)(псевдоним Ян Браунер, Jan Brauner, 23.02.1893, Рыхнов над Кнежноу, Австро-Венгрия - 06.05.1946, Прага, Чехословакия)чешский драматург, историк театра, эссеист. Из семьи уездного начальника. Окончил классическую гимназию (1913) и юридический факультет Карлова университета в Праге (1918); работал адвокатом, служащим пражского магистрата, с 1924 библиотекарем Национального музея в Праге, позже организовал и возглавил театральный отдел музея. Резко критиковал консервативное руководство Национального театра, требуя обновления репертуара и режиссуры.В драматургии Б. в полной мере отразилась парадоксальная противоречивость его мировосприятия - левый радикализм и одновременно склонность к религиозным верованиям, увлечение оккультными науками и астрологией, убежденность в необходимости борьбы за новые ценности и фатализм. Творчеству Б., “наиболее типичного представителя экспрессионизма в чешской драматургии 1920-х годов” (Л.Лантова), присущ гротеск, гиперболизм, сатира и ирония как средства обнажения абсурдности общества, превращающего человека в марионетку (“Вороны”, “Krkavci”, 1920; “Исполинский пеликан”, “Pelikan obrovsky”, 1923; “Герои нашей эпохи”, “Hrdinové naSí doby”, 1926). Во многих его драмах размышления о жизни и смерти, о сущностных основах человеческого бытия, о любви и ненависти окрашены в трагические тона, как правило, в них фантасмагорически стерты грани между явью и сном (“Поединок”, “Souboj”, 1917; “Влюбленные”, “Milenci”, 1922 и др.). Философское начало акцентировано в драме “Бунт на сцене” (“Vzboufení na jeviSti”, 1925), написанной под влиянием пьесы Пиранделло* “Шесть персонажей в поисках автора”: в ней звучит мысль о том, что жизнь и смерть - две неразрывные грани человеческого сознания. Своими действиями в “галлюцинирующей яви” герои драмы - живые и мертвые - призваны подтвердить, что любой человеческий поступок предопределен и только сон способен высветить его предысторию и мотивы. Начиная со второй половины 1920-х, Б. создает ряд пьес, близких эстетике чешского поэтизма; большая роль отводилась в них элементу игры, соединению слова с музыкой. В пьесах “Орфей и Эвридика” (“Orfeus a Eurydiké”, 1927), “Безвестно сущая” (“Nezvestná”, 1928) свойственная драматургу философская медитация уступает место комедийности. Поэтическую стилизацию в творчестве Б. определял конфликт, переведенный в плоскость спора двух жизненных принципов: бунта и смирения, воли к действию и безволия. В 1930-е Б. изучает историю чешского театрального искусства, публикует монографии по истории Национального театра, книгу “Временный театр и его драма” (“Prozatímní divadlo a jeho cinohra”, 1937) и др., представляющие значительную научную ценность. Ему принадлежат также сборники эссе (“"Бесы". -Ф.М.Достоевский”, “"Bësové". - F.M.Dostojevskij”, 1914, 1917; “Россия и Европа”, “Rusko a Europa”, 1919; “Письма о современной Франции”, “Listy о soucasné Francii”, 1921 ; “О современном театральном выражении”, “О moderním divadelním projevu”, 1922 и др.).В силу особенностей своего характера Б. к концу жизни полностью изолировал себя от внешнего мира. Одиночество и замкнутость способствовали развитию навязчивых идей, что, в конце концов, привело его к самоубийству.Соч.: Primo veré. Praha, 1913; Konec Jakuba Carranzy. Praha, 1915; Hercovo tajemstvi. Praha, 1926; Uloupená kadef. Praha, 1927; Plující ostrov. Praha, 1927; Jura d'ábel. Praha 1927; Daleká cesta. Praha, 1929; Národní divadlo a jeho budovatelé (Dejiny Národního divadla d.i.). Praha, 1933; Budování Národního divadla. Praha, 1934; Legenda o budování Národního divadla a její obhájce. Praha, 1935; Prozatímní divadlo a jeho öinohra. Praha, 1937; Eliane. Praha, 1938.Лит.: Salda F.X. Primo veré// Ceská kultura, 1912/1913. Praha, 1913; Götz F. Dva typy nové komedie// Host, 1922/1923. Praha, 1923; Blatny L. Vzboufení na jeviâti // Host, 1924/1925. Praha, 1925; Rütte M. Tváf pod máskou. Praha, 1926; Nezval V. // Národní divadlo, 1945-1946. Praha, 1946; Honzl J. Tragicky básník J.B. // Otázky divadla a filmu. 1945- 1946. Praha, 1946; Honzl J. К novému vyznamu umení. Praha, 1956; Honzl J. Divadelní a literární podobizny. Praha, 1959; Seifert J.// VSechny krásy svéta. Praha, 1983.Р. Филипчикова
Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. Гл. ред. П.М.Топер.. 2008.