- Мазерель, Франс
- (Masereel, Frans)(30.07.1889, Бланкенберг, Бельгия - 04.01. 1972, Авиньон, Франция)бельгийский график и живописец. Родился в семье музыкантов, учился в Академии изящных искусств в Генте (1907-1909), с 1911 жил и работал в Париже, надолго покидая Францию только в годы I мировой войны (переезд в Швейцарию, 1916-1922) и оккупации Парижа вермахтом (1940-1945).Мировоззрение М. и темы его творчества формировались в драматичный период военных событий 1914-1918, заставивших его прийти к пересмотру своей миссии художника. В Женеве он примыкает в 1917 к группе пацифистски настроенных литераторов и художников во главе с Р.Ролланом. Такое начало обусловило специфику профессионального языка М. как экспрессиониста: он стал работать в жанре так называемого “романа в картинках”, составленного из десятков и даже сотен сюжетно связанных иллюстраций к жизни героя. Каждый рисованный “эпизод” рассказа при этом приобретал сильнейшую экспрессию благодаря лаконизму и выразительности сцен и насыщению их символикой и метафорами. К этому методу М. пришел в 1918 после двухлетней работы в газете “Фей” (“La Feuille”, “Лист”) и в журнале “Таблет” (“Les Tablettes”, “Полки”) в Женеве, опубликовавших около тысячи его антимилитаристских рисунков.Монтажный принцип в графических сериях М., скорее всего, был подсказан кинематографом и, в свою очередь, не остался без внимания: одна из самых “сценарных” серий художника - “Идея” (“Die Idee”, 1920) - в 1931 была экранизирована режиссером Б.Бартошем (музыка А.Онеггера). В каждой такой серии художник мог замедлять или активизировать темп повествования, использовать приемы монолога или диалога с участием главного героя, эффектно вводить в монтаж его необычно крупные планы и т.д.М. работал исключительно в технике черно-белой гравюры на дереве, значительно усовершенствовав ее возможности с учетом достижений немецкой школы ксилографии начала XX в. (К.Кольвиц*, мастера “Брюкке”*). Он добивался абсолютного “психологического” звучания черного и белого цветов, использовал прием “негатива” (черные силуэты изображений на фоне высветленного пространства), достигал неограниченного господства белого цвета в портретной гравюре (“Эмиль Верхарн”, “Emile Verhaeren”, 1920; “Анри Барбюс”, “Henri Barbusse”, 1921). Самый запоминающийся мотив творчества М. - образ “города желтого дьявола” (М.Горький) - тысячеглазого чудовища-мегаполиса, заслоняющего человеку небо и загоняющего его душу в клетку. Попытки социального анализа у молодого художника типичны для экспрессионизма: безликой и агрессивной толпе он противопоставляет абстрактного Человека, разгул стадных инстинктов увязывает с технократической цивилизацией и т.д. Нередко художник заостряет чувство безысходности и ужаса перед городом-монстром, помещая на первом плане Человека, в отчаянии заламывающего руки над собственным, обращенным к небу, лицом. На листе 3 в серии “Образы большого города” “Bilder der Großstadt” (1925) сходная роль отведена уже одним символическим белым рукам, апеллирующим к небу из гущи черных небоскребов. “Школа жизни, улица - единственное, что пробудило во мне интерес, и я убежден, что эта школа нигде не учила столь живым языком, как в Париже” (Автобиография, 1926).Метафоричность мышления М. особенно проявилась в ранних графических сериях рубежа 1910-1920-х. Герой серии “Солнце” (“Le Soleil”, “Die Sonne”, 1919) долго и мучительно кружит среди каменных джунглей Города, пытаясь увидеть божественное светило, загороженное крышами небоскребов. Патетическая встреча Солнца и Человека совершается, в конце концов, но за пределами мегаполиса. Гуманная и прекрасная Идея персонифицирована в образе хрупкой обнаженной девушки, преследуемой на улицах толпой. Идею ловят, заключают в темницу, рядят в пошлые одежды и, в конце концов, сжигают на костре, но она через мгновение воскресает и оказывается уже недосягаемой (“Идея”). В гравюре “Дым” (“Rauch”, 1920) жерла фабричных труб извергают в небо вместо копоти аморфные “клубы” из полузадохшихся человеческих фигур. В “Раздавленном” (“Der Zermalmte”, 1922) от тела жертвы на асфальте мгновенно, с воплем ужаса, отделяется ее астральная душа.Наибольшую популярность М. принесли “романы-биографии” в картинках, в том числе знаменитый “Крестный путь человека” (“Die Passion eines Menschen”, 1918). Его название свидетельствует об излюбленном экспрессионистском подтексте - Страстях Христовых как аналоге коллизий земной жизни современника. Эта серия оказалась, тем не менее, социально-критической как по содержанию, так и по трактовке большинства сцен. Гораздо более пространным (165 рисунков) и многослойным по смыслу получился “Мой часослов” (“Mein Stundenbuch”, 1919), навеянный фактами жизни и философией самого художника. Он многократно издавался в начале 1920-х в Германии, а позднее и в других странах Европы, в Китае и США. Графический язык в этих сериях особенно экспрессивен, поскольку М. часто оперирует не линиями, а динамичными черными и белыми плоскостями при передаче пространства и моделировке фигур. Общая напряженность возрастает также при сопоставлении спокойных и динамичных сцен. В “Крестном пути Человека”, согласно типично экспрессионистскому приему, самыми драматичными оказались как раз композиционно статичные сцены: заключение в тюрьму, чтение книги, суд и казнь героя (листы 9, 18, 24, 25). Графические серии М. конца 1910-1920-х получили высокую оценку современников, в том числе Р.Роллана, А.Барбюса, А.Луначарского, Т.Манна, С.Цвейга.В 1930-е экспрессионистский период в творчестве М. заканчивается, чему в немалой степени способствовали поездки художника в СССР, а также его контакты с антифашистскими организациями в Европе. В новых сериях: “От черного к белому” (“Von Schwarz zu weiß”, 1939), “Пляска смерти” (“Danse macabre”, 1941) и “Помни” (“Remember”, 1944-1945) ведущими, наряду с антифашистской темой, стали темы социального пробуждения и революционной борьбы пролетариата. Не меньшее признание получили также работы М. в области книжной иллюстрации, особенно к романам “Жан Кристоф” Р.Роллана (1925-1927, 660 гравюр), “Тиль Уленшпигель” Ш. де Костера (1926, 150 гравюр) и к “Завещанию” Ф.Вийона (1930, 12 гравюр). Со второй половины 1920-х М. стал работать также в станковой и монументальной живописи (эскизы мозаик для дома Г.Райнхарта в Винтертуре, 1929-1939; мозаики “Семья рабочего”, “Arbeiterfamile”, в народном доме в Саарбрюкене и “Шахтер”, “Der Bergarbeiter” в Саарском кредитном банке, обе 1949; панно “Семья за чтением”, “Die lesende Familie” для Бельгийского павильона на Всемирной выставке в Париже, 1937). Дважды, в 1935 и 1936, М. приезжал в СССР (выставка его работ в 1935 экспонировалась в Москве, Харькове, Тбилиси, Ереване и Киеве). После окончания II мировой войны М. жил и работал преимущественно в Ницце (с 1949). Последней его известной работой стала серия гравюр “Ночное приключение”, “Aventure nocturne” (1958, 50 ксилографии).Лит.: Frans Masereel. Mit Beiträgen von S.Zweig, P.Worms, G.Pommeranz-Liedtke und einer Bibliographie von H.-C. von der Gabelentz. Dresden, 1959; Из истории художественной жизни СССР. Интернациональные связи в области изобразительного искусства. 1917-1940. Материалы и документы. М., 1987; Богемская К. Франс Мазерель. М., 1989.Ю. Маркин
Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. Гл. ред. П.М.Топер.. 2008.