- Майднер, Людвиг
- (Meidner, Ludwig)(18.4.1884, Бернштадт - 14.5.1966, Дармштадт)немецкий живописец, график и литератор. Родился в семье мелкого торговца. Учился живописи в Королевской Художественной школе в Бреслау (1903-1905) и в Академиях Жюльена и Кормона в Париже (1906-1907). С 1908 жил и работал в основном в Берлине.Творчество М. в его наиболее интересный период может быть с полным правом отнесено к “визионерскому” экспрессионизму начала 1910-х, особенно ярко заявленному в немецкой экспрессионистской поэзии того времени (поэты Г.Гейм, Я. ван Ходдис*, Г.Тракль* и др.). Апокалипсический подтекст и экстатический транс ранних полотен Майднера, несомненно, происходили из глубин интуиции, из предчувствия близкой катастрофы сытой филистерской Германии, а также из резкого отрицания урбанистического фона действительности. Для М. объектом особой неприязни оставался технический прогресс и его главное порождение - машина как искусственно взращенный гомункулюс и антитеза духовного естества человека. С 1911 в круге общения М. оказались художники-экспрессионисты М.Бекман*, Э.-Л.Кирхнер*, Э.Хеккель*, позднее В.Лембрук* и А.Модильяни, а также поэт Я. ван Ходдис - один из лидеров первого объединения литераторов-экспрессионистов “Неопатетическое кабаре” в Берлине. В 1912 М. стал одним из учредителей объединения художников “Патетика” и активным участником деятельности литературно-художественного журнала “Штурм”* в Берлине, руководимого Х.Вальденом. Рано увлекшись идеями социализма, М. отождествлял коммунистическое государство К.Маркса с “царствием Божьим на Земле”. “С пятнадцати лет я был организованным социал-демократом, - писал он, - но лишь понапрасну убил, промечтал все это время. Теперь я должен смешаться с толпой, чтобы пожертвовать ей свою любовь и ненависть, как собственную кровь”. Уже в конце 1912 появляется еще одно художественное пророчество М. - большое полотно “Революция” (“Баррикадный бой”), “Revolution” (“Barrikadenkampf”), на котором мастер изобразил себя на переднем плане со знаменем в руках.Самый плодотворный этап творчества М. приходится на 1911-1916, когда он работал исключительно в жанрах городского пейзажа и портрета. Любое его полотно этих лет - свидетельство артистичной интерпретации живописной техники Ван Гога* конца 1880-х, предложенной в более современном ключе, чем у О.Кокошки* и даже Э.Мунка*. Вместо знаменитого динамичного мазка М. с не меньшим эффектом использовал резкие световые блики при передаче предметной реальности, что обычно отвергалось в практике мастеров “Брюкке”* и “Дер блауэ райтер”*, упразднивших функцию светотени в живописи. У М. эти блики уподоблены молниям, разверзающим небо над панорамой города (“Апокалиптический пейзаж”, “Apokalyptische Landschaft”, “У вокзала Халензее”, “Beim Bahnhof Halensee”, 1913), деформирующим каркас здания (“Угловой дом”, “Das Eckhaus”, 1913), или уподобляющимся глубоким шрамам на лице человека (“Автопортрет”, 1912, Дармштадт). Ритм слепящих всполохов - ключевой в композициях М., причем ощущению экспрессии вторит в той же мере встречный ритм фигурок мечущихся людей и искаженных, терзаемых светом “руин” зданий. Всего лишь имитируя с помощью таких приемов иллюзию “катаклизма”, художник воссоздает ощущение рушащегося на город неба с его кипенью облаков и необратимой направленностью лучей-стрел солнца вниз. Дневниковые записи художника не менее ярко документируют экстремальность его состояния во время работы над видами Берлина: “...Открыв глаза, я увидел смятенных людей, стоящих на улице [...] Автомобили с грохотом уносились от "Белого Оленя" вниз; истребление обедов и зубная боль скрипок обещали быть бесконечными, а солнце - это раскаленное, трубящее и сопящее чудовище описывало дуги в небесах [...] Я сидел скорчившись, со стиснутыми зубами над планшетом, и из-под моего карандаша появлялись одни лишь скалящиеся морды; расплющенные тела, словно слюни дьявола, вытекали из моих пальцев”. Содержание картины, рожденной в подобном настрое, нередко оказывалось “сценичным”, подогнанным под литературные штампы, само же полотно - подобием театрального задника или декорациии экспрессионистского спектакля (“Горящий город”, “Die brennende Stadt”, 1913; “Апокалиптический пейзаж”, 1913; “Страшный суд”, “Jüngster Tag”, 1916 и др.).Сходному ощущению подчинялись многочисленные портреты и автопортреты М. первой половины 1910-х как свидетельства внутренней катастрофы современника и его обреченности в стремительно меняющемся мире (портреты литераторов М.Германа-Нейссе (1913) и Й.Р.Бехера* (1916). “Объединяй морщины лба, переносицу и глаз в одно целое, - писал М. - Вбуравливайся, как крот, в недосягаемое дно зрачка и в белизну глазного яблока твоего визави и не опускай пера, пока не соединишь душу сидящего перед тобой с душой собственной в патетическом союзе”. “Автопортрет в виде Самоубийцы” (“Selbstbildnis. Der Selbstmörder”, 1912, Мюнхен), навеянный знаменитым “Автопортретом с перевязанным ухом” Ван Гога (1889), воспринимается апофеозом подобных трактовок. Неординарная духовная рефлексия человека перерождается на наших глазах в состояние пароксическое, в страсть к самоуничтожению. Известный немецкий литератор и публицист П.Вестхейм весьма своеобразно характеризовал подобные “издержки” творческого транса художника и писал о нем в начале 1910-х: “Майднер - один из тех молодых немецких экстатиков, которые всегда готовы обнять человечество и вобрать в себя все гуманное в нем, которые яростно бичуют стадные инстинкты толпы, но в то же время способны извратить, запятнать само понятие о чистоте человеческой”.После возвращения с фронта М. вновь поселился в Берлине (1919) и радикально изменил свою творческую практику. С 1920 стали публиковаться его литературные работы (“Позади звездное море”, “Im Nacken das Sternenmeer” и “Сентябрьский крик”, “Septemberschrei”; в 1923 - “Автобиографические байки”, “Eine Autobiographische Plauderei”). Художник принял иудаизм и с 1924 занимался в основном литературой и преподаванием (Высшая художественная школа в Берлине-Шарлоттенбурге, 1924-1925; еврейская школа в Кёльне, 1935-1939). В 1930-е М. подвергался травле в нацистской прессе как художник-еврей, в 1939-эмигрировал в Англию, где вынужден был долго находиться в лагере для интернированных (Ливерпуль, 1940-1941). В 1952 он возвратился в Германию, жил и работал во Франкфурте-на-Майне, Хофхейме / Таунусе и Дармштадте. Самое значительное из созданного М. в 1920-1930-е - графические портреты современников в технике черного мела, исполненные в лучших реалистических традициях. В юбилейном для него 1964 М. был награжден орденом “За заслуги” и избран членом Берлинской Академии художеств.Произв.: “Автопортрет”, 1912; “Погорельцы”, “Die Abgebrannten” (Heimatlose), 1912; “Апокалиптический город”, “Apokalyptische Stadt”, 1913; “Я и город”, “Ich und die Stadt”, 1913; “Накануне войны”, “Am Vorabend des Krieges”, 1914 (рисунок); “Страшный суд”, “Das Jüngste Gericht”, 1916; “Проповедь св. Павла”, “Paulus Predigt”, 1919; “Крик на рассвете”, “Schrei vor Tage”, 1920.Соч.: Meidner Ludwig. Septemberschrei: Hymnen, Gebete, Lästerungen. Berlin, 1920; Meidner Ludwig. Eine Autobiographische Plauderei. Leipzig, 1923.Лит.: GrochowiakT. Ludwig Meidner. Recklinghausen, 1966.Ю. Маркин
Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. Гл. ред. П.М.Топер.. 2008.