Mакке, Август


Mакке, Август
(Macke, August)
(03. 01.1887, Мешеде, Зауэрланд - 26.09.1914, Кампанья, Франция)
   немецкий живописец и график. Родился в семье инженера-строителя, учился живописи в Академии художеств в Дюссельдорфе (1904-1906) и у Л.Коринта в Берлине (1907). В 1907-1909 в Париже открыл для себя живопись импрессионистов, а также Сера, Сезанна и Гогена. В 1912-1913 поддерживал творческие контакты с Р.Делоне и Г.Аполлинером в Париже и в Бонне. Был постоянным участником выставок немецких экспрессионистов в Мюнхене, Кёльне, Берлине, Бонне в 1910-е.
   Имя М. привычно связывается с деятельностью мюнхенского объединения “Дер блауэ райтер”*, экспонентом выставок которого он был в 1911-1914. Документальные источники свидетельствуют в то же время, что в 1910 М. выразил довольно сдержанное отношение к полотнам В.Кандинского* и А.Явленского*, а с осени 1912 (после возвращения из Парижа) практически отошел от “Дер блауэ райтер”, существенно изменив манеру собственной живописи.
   В период становления М. обычно не скрывал своего увлечения тем или иным художником: в портретных работах 1907-1909 он явно подражал Матиссу (“Вышивающая в кресле”, “Stickende auf Sessel”, 1909), в ранних пейзажах очевиден его интерес к этюдам В.Кандинского с видами окрестностей Мурнау (“Чердачный дом в Тегернзее”, “Staudächerhaus in Tegernsee”, 1910) и к пейзажам А.Явленского (“Буря”, “Der Sturm”, 1911). Период творчества, связанный с поездкой М. в Париж, отмечен увлечением живописью Р.Делоне (“Цветовая композиция. Посвящается И.С.Баху”, “Farbige Komposition. Hommage à Johannes Sebastian Bach”, 1912; “Большая светлая витрина”, “Großes helles Schaufenster”, 1912) и аналитическим кубизмом П.Пикассо (“Купальщицы на фоне города”, “Badende Mädchen mit Stadt im Hintergrund”, 1913). M., тем не менее, осторожно подходил к этим заимствованиям: речь, скорее, может идти об импровизациях - несколько наивных, но в чем-то дополняющих первоисточник. Только в последние полтора года жизни М. пришел к собственному стилю, успев создать около десятка превосходных, медитативных по цветовому звучанию картин, обнаруживающих его связь с новейшей немецкой живописью, в том числе с экспрессионизмом (“Солнечная дорожка”, “Sonniger Weg”, 1913; “Люди у синего озера”, “Leute am blauen See”, 1913; “Девушки среди деревьев”, “Mädchen unter Bäumen”, 1914 и др.). Используя одни только яркие и чистые красочные тона, молодой живописец непостижимым образом добивался ощущения прозрачной свето-воздушной среды, чаще всего игнорируемой в живописи экспрессионистов. Манеру М. современники характеризовали как “солнечный лиризм” или “визуальная поэзия”, имея в виду подчеркнуто мажорную природу его цветовых композиций, характерную размытость и бесструктурность пространства, а также необычное настроение его полотен, как бы погружающих зрителя в мир радужного сновиденья. Поэтика стиля М. на фоне космогонических ощущений В.Кандинского и трагических предчувствий Ф.Марка* означала возврат к духовно здоровой традиции, к концепции чувственно отрадного и посюстороннего мира человека и к почти импрессионистическим живописным эффектам, не снижающим ощущения современности формы. “Найти энергию цвета, формирующую пространство, вместо того, чтобы довольствоваться светотенью, - вот наша прекрасная цель” (Из статьи “Маски”, “Die Masken”, в альманахе “Дер блауэ райтер”, 1912). Позиция М. как критика оказывалась последовательной: “Кандинский, Явленский, Бехтеев и Эрбсле обладают большим художественным чувством. Однако их средства выражения гораздо сильнее того, о чем они хотели бы сказать. Звучание их голосов настолько прекрасно, что говоримое остается непонятным”, - писал он Ф.Марку в декабре 1910. Как ответ могут восприниматься строки из некролога, написанного Ф.Марком после гибели двадцатисемилетнего М. на фронте во Франции осенью 1914: “С его смертью оказалась оборванной прекрасная и сильная линия нашего развития в искусстве, ни один из нас не в состоянии продолжать ее [...] С исчезновением его красочной гармонии многие звучные рулады в немецком искусстве станут звучать приглушенней или обретут нечленораздельное, сухое звучание”.
   Произв.: “Портрет Франца Марка”, “Bildnis Franz Marc”, 1910; “Скачущие гусары”, “Ausreitende Husaren”, 1913; “Цирк”, “Zirkus”, 1913; “Двое в лесу”, “Paar auf dem Waldweg”, 1913; “Большой зоопарк”, “Grosser Zoologischer Garten”, 1913; “Читающий в парке”, “Lesender Mann im Park”, 1914; “Терраса загородного дома в Сен-Жермен”, “Terrasse des Landhauses in St. Germain”, 1914; “Танцующий на канате”, “Seiltänzer”, 1914, “Прощание”, “Abschied”, 1914.
   Лит.: August Macke. 1887-1914. Zürich, 1954; Vriesen G. August Macke. Stuttgart, 1957; Engels M. August Macke. Köln, 1956; MeseureA. August Macke. 1887-1914. Köln, 1993.
   Ю. Маркин

Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. . 2008.

Смотреть что такое "Mакке, Август" в других словарях:

  • Macke, August —    см. Mакке, Август …   Энциклопедический словарь экспрессионизма


We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.