- Мартин, Карл Хайнц
- (Martin, Karl Heinz)(05.1 1.1888, Фрейбург - 13.01.1947, Берлин)немецкий режиссер, директор ряда театров, актер. Начал актерскую деятельность в Касселе (1904), затем играл в Ганновере, Мангейме, где приобщился к режиссерскому искусству под руководством К.Хагемана (1907-1909). В 1910-1911 - директор франкфуртского театра Комедии (поставил “Жизнь человека” Л.Андреева*). С 1912 по 1917 возглавляет драматическую часть труппы франкфуртского городского театра, поставив 89 спектаклей. В 1917-1919 занимал ту же должность в гамбургском Талия-театре (19 спектаклей). В 1918 газета “Нойе гамбургер цайтунг” (“Neue Hamburger Zeitung”) опубликовала статью M. “Сцена и экспрессионизм” (“Bühne und Expressionismus”), в которой изложено его понимание театра: “Экспрессионистское сценическое произведение стремится не к реалистическому воплощению действительности, а к воплощению ее идеальности, доведенной до высшей степени художественной абстракции. Сцена должна служить экспрессионизму: быть кафедрой его новых свершений, его новой логики, стать трибуной его нового пафоса”. Именно “Трибуной” он и назвал небольшой театр, открывшийся в Берлине в сентябре 1919 и занявший видное место в истории немецкого театрального искусства своей премьерой “Преображения” Э.Толлера*. “С пьесой Эрнста Толлера экспрессионизм на театре впервые стал не экспериментом, а свершением. Декорации [...] были условны [...]. Они служили лишь деталями в конкретной сцене, они соединялись и раздвигались с помощью то затухавшего, то вспыхивавшего освещения. И вот в таких усеченных и компактных мизансценах столь же лаконично и упруго играли актеры. Слова ритмически сплетались и разламывались. Крики вздымались и угасали. Актеры то выдвигались, то отступали. Не психология, не развитие, а компактность и конкретный момент. Не рисунок, а пунктир. Не жесты, а сила. Самое главное - внутренняя направленность [...]. Жесты актеров становились экстатичными, а голоса взрывными” (Э.Пискатор*). В этом же спектакле зрители встретились с могучим талантом Ф.Кортнера* в роли Фридриха. Театр “Трибуна” продержался всего один сезон, после чего М., сочувственно относившийся к революционным переменам, создал так называемый “Пролетарский театр”, который подготовил один-единственный спектакль. Талант М. был замечен, и его пригласили в Немецкий театр с предложением поставить на сцене вновь открытого драматического театра М.Рейнгардта “Гроссес Шаушпиль-хаус” (“Grosses Schauspielhaus”) цикл немецких революционных по духу пьес, куда входили “Флориан Гейер” и “Ткачи” Гауптмана, “Разбойники” Шиллера, “Гёц фон Берлихинген” Гёте и “Разрушители машин” Толлера (1921-1922). Эти спектакли были отмечены чертами театрального экспрессионизма, каким он представлялся М. В них раскрылось его искусство владения большим сценическим пространством и человеческими массами. Дальнейший творческий путь режиссера связан с разными городами: Бреслау (Вроцлав), Вена (Раймунд-театр), ряд берлинских театров, в том числе - Фольксбюне в качестве художественного руководителя (1929-1932). Среди его спектаклей в эти годы наиболее заметными были “Ткачи” Гауптмана, “Пробуждение весны” Ф.Ведекинда* и “Лилиом” Ф.Мольнара.Приход нацистов к власти вынудил М. уехать в Вену, в 1934 оставить театр и обратиться к постановке развлекательных фильмов. Лишь в 1940-1944 он получил возможность возвратиться в Берлин, где ставил преимущественно классические произведения. Конец II мировой войны застал М. в должности привратника Шиллер-театра. В 1945 М. был приглашен на должность директора западноберлинского Хеббель-театра, каковым и остался до конца жизни. Последними его спектаклями были: “На дне” Горького (с Э.Бушем в роли Сатина) и “Трехгрошовая опера” Б.Брехта*.Лит.: SchorliesW. K.-H.Martin. Köln, 1971; Von der Freien Bühne zum Politischen Theater. Drama und Theater im Spiegel der Kritik / Hg. H.Fetting. Bd. I-II. Leipzig, 1987.В.Клюев
Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. Гл. ред. П.М.Топер.. 2008.