- Маттиш-Тойч, Янош
- (Máttis-Teutsch, János)(13.08.1884, Брашшо, Венгрия, ныне Брашов, Румыния - 17.03.1960, Брашов, Румыния)венгерский (румынский) живописец, график, скульптор немецкого происхождения. В 1901 учился в Высшем художественно-ремесленном училище в Будапеште, в 1902-1905 - в мюнхенской академии художеств; в 1906-1908 посещал Париж. С 1908 преподавал в лицее в Брашшо, одновременно участвуя в художественной жизни Будапешта, где осенью 1913 выставлялся в салоне “Штурма”*. В Будапеште состоялась также его первая персональная выставка (1917), организованная журналом “Ma”*, где в конце 1910-х неоднократно воспроизводились его гравюры. С 1918 также сотрудник берлинского журнала “Штурм”, в выставках которого принимал участие вместе с А.Архипенко, М.Шагалом*, П.Клее* и др. В 1919 примкнул к кёльнской группе художников “А бис Цет” (“А bis Z”, “От А до Цет”), был близок к “Баухаусу”*. С начала 1920-х поддерживал профессиональные отношения с художниками румынского авангарда. В 1925 вместе с К.Бранкузи (Брынкузи), П.Клее, Г.Арпом участник “Первой международной выставки современного искусства” в Бухаресте. К тому же году относится его персональная выставка в Париже.О близком экспрессионизму характере его творчества 1910-х - начала 1920-х писал глава венгерского “активизма”* Л.Кашшак* в сочувственном отзыве о нем (“Из каталога произведений Яноша Маттиш-Тойча”, “Máttis-Teutsch János katalógusábó 1 ”, “Ma”. 1917. № 12). Он отмечал “тревожную нервность”, заложенную в его произведениях, хотя М.-Т. и не был склонен ни к слишком “буйным порывам”, ни к “облеценному в краски проповедничеству”. Вместе с тем, чувственные впечатления он пропускал “через дистиллирующий разум”; “субъективным вживанием” в предмет, “компонирующим ритмом” управляли у него поиски “космически” абстрагируемой всеобщности. Подтверждением этих наблюдений может служить линогравюра М.-Т. (1918), также воспроизведенная на страницах “Ma”. В контурах дерева проступает на ней некое символичное подобие мифологического древа жизни, корни которого уходят под землю, а ветви - в поднебесье. В творчестве М.-Т. выделяют период более ранний, экспрессионистский, а с 1920-х - более поздний, конструктивистско-абстракционистский. Такая эволюция органична для художника, принимая во внимание уже предварявшие ее черты: тяготение к рационалистичности и “сверхматериальной” (Л.Кашшак) обобщенности.Лит.: Kassák L. Éljünk a mi idönkben. Budapest, 1978; Szabó J. Máttis-Teutsch János. Budapest, 1983; Mattis-Teutsch im Dialog mit der Zeit. Retrospektivausstellung (kat.). Bukarest, 1971; Banner Z. H.Mattis-Teutsch. Bukurest, 1974; Passuth K., Pataky D. Kunst des 20. Jahrhunderts. Museum der Bildender Künste Budapest. Budapest, 1978; Riegler G. Konstruktivist und Revolutionär, H.Mattis-Teutsch zum 100. Geburtstag// Bildende Kunst. В., 1984. H. 7.О. Россиянов
Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. Гл. ред. П.М.Топер.. 2008.