- “Мистраль”
- (“Der Mistral”, 1913)одна из первых антологий, в которой, наряду с поэзией других направлений, широко представлена лирика раннего экспрессионизма. Издана А.Р.Майером в Берлине как приложение к журналу “Ди бюхерай майандрос” (“Die Bücherei Maiandros”, № IV-V). В качестве эпиграфа А.Р.Майер поставил стихотворение Ф.Ницше “К мистралю” “An den Mistral” (“Пляшем мы, как трубадуры, / В нас ужились две натуры / Блуд и святость, мир и Бог!”). Каждый из 103 авторов “М.” представлен одним стихотворением, выбор их свидетельствует о широте взглядов издателя, которому было чуждо всякое доктринерство; многие из них нельзя причислить к экспрессионизму. Антология, по замыслу А.Р.Майера, не претендовала на “статус манифеста современной поэзии”, но должна была “озвучить некоторые ее эстетические основы и воссоздать реальную картину поэзии, представленной совершенно различными направлениями”. Некоторые признанные литераторы отклонили предложение об участии в ней (С.Георге*, Р.М.Рильке*).Наряду с уже тогда известными поэтами, в антологии представлены и совершенно новые имена, которые составили костяк экспрессионистского движения, значительно окрепшего после первой совместной пробы сил в антологии “Кондор”*: П.Баум, Ф.Бляй, Й.Р.Бехер*, Г.Бенн*, М.Герман-Нейссе, Я. ван Ходдис*, О.Дикс*, Р.Йенцш, Х.Каросса, О.Кржижановский*, Р.Леонгардт*, А.Лихтенштейн*, Я.Пикар, Г.Плотке, А.Рюст, Р.Р.Шмидт, Э.Штадлер*, О.Штесль, Л.Штраус, Х.Эренбаум-Дегеле и др. Уникальность и ценность антологии заключается в том, что она, благодаря чутью издателя, впервые продемонстрирвала поэзию раннего экспрессионизма во всей широте его интенций и языкового многообразия, зафиксировав два полюса мироощущения: “человек добр” (Верфель*) и человек - “куча жира и гниющих соков” (Бенн*). В этом “поле напряженности” нашли отражение ведущие мотивы лирики раннего экспрессионизма, в том числе темы большого города, странника и странничества, такие ее особенности как “абсолютная метафора”*, монтажный стиль, диалектика отчуждения/присвоения, диссоциация “я” при стремлении к гармонии. В ней впервые отчетливо поэтически зафиксировано противоречивое отношение экспрессионизма к природе, техническому прогрессу, женщине.Подобно многим другим альманахам раннего экспрессионизма, “М.” задумывался как ежегодник, призванный зафиксировать новый статус поэзии, который она обрела к 1913. Однако I мировая война и ее последствия, переключение общественного внимания в послевоенный период на драму, театр и кино помешали осуществлению этого замысла.Соч.: Der Mistral. Eine lyrische Anthologie / Hg. A.R.Meyer. Berlin; Wilmersdorf, 1913.Н.Пестова
Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. Гл. ред. П.М.Топер.. 2008.