- Баухауз
- (Bauhaus, 1919-1933)Высшее художественно-промышленное училище в Германии, созданное В.Гропиусом* путем слияния Высшей школы изящных искусств (Hochschule für bildende Kunst) и Школы прикладного искусства (Kunstgewerbeschule) в Веймаре. Идея Б. непосредственно восходит к опыту Дармштадтской колонии художников и Германского Веркбунда (Deutscher Werkbund). Б. отказался от “привычных академических методов воспитания маленьких Рафаэлей” (Гропиус в “Программе Веймарского Баухауза”), находя это “антисоциальным” и “непродуктивным”; культу “я” в искусстве для искусства здесь противопоставляется коллективный труд во имя идеи “тотального произведения искусства”, стирающего границы между архитектурой, скульптурой и живописью.В первые годы существования идеология Б. оставалась полиморфной. Заявленное в программной брошюре (1919) “возведение храма новой веры” трактовалось его мастерами по-разному. В.Гропиус акцентировал “спасительную миссию ремесленничества”; И.Иттен (руководитель подготовительного курса) склонялся к идее анархичного, “детского” творчества, под которое он подводил фундамент теории бессознательного, индийской йоги и персидского маздакизма. Для художника О.Шлеммера (курс рисунка) речь шла в первую очередь об учреждении своего рода “масонской ложи” с целью “построения здания социализма”, а экспрессионисты, чьи идеи до 1923 определяли творческую жизнь Баухауза, В.Кандинский*, П.Клее* и Л.Файнингер* (мастерские настенной живописи, художественного стекла и курс основ композиции), на первый план выдвигали проект “синтеза искусств” (совпадавший с установками прекратившего к тому времени деятельность объединения “Дер блауэ райтер”*). Б. собрал “яркий, но разнородный коллектив преподавателей, скрепленный лишь безусловным отрицанием рафинированной традиции и эклектики” (Л.Мис ван дер Роэ). Коренная переориентация произошла в 1922, когда в Баухауз пришел венгерский художник Л.Мохой-Надь, ученик Эль Лисицкого, (мастерская обработки металла). На смену идейной многоголосице с “модным экспрессионистским акцентом” (Гропиус) пришел “конструктивистский элементаризм” вхутемасовского образца, а в дополнение к нему - посткубистская трактовка формы и “рациональная эстетика” Т. ван Дусбурга (художник группы “Стийль”, повлиявший на Гропиуса). В изобразительное искусство Б. стали проникать геометрия и машинерия, в архитектуру - “миф железа, стекла и серийного производства” (Я.Вуек). Начало формироваться новое архитектурное направление - функционализм, согласно которому красоту слагает “лишь абсолютная гармония технической функции и пропорций формы”, а творческое усилие необходимо подчинено “экономии времени, пространства, материала и денег” (Гропиус). Эти нововведения вызвали конфликт с художниками-экспрессионистами, для которых функционализм “означал конец всякого искусства” (Файнингер*). Оппозиция сложилась окончательно накануне переезда Б. в Дессау (1926): баухаузские экспрессионисты и А.Явленский* оформились в секцию с автономной выставочной деятельностью “Синяя четверка”. В Дессау подход Б. к творчеству максимально приблизился к “новой деловитости”* (“новой вещественности”), а к началу 1928 Гропиус целиком переключился на частное проектирование и уволился с поста директора Б., назначив своим преемником швейцарца Г.Мейера (члена организации художников-конструктивистов “ABC”, созданной в 1925 по иниациативе Лисицкого). С его приходом Б. теряет свой выраженный экспрессионистский характер, а после попыток создания студенческой коммунистической ячейки против школы начинается кампания: выдвигаются требования упразднить “сомнительное” учреждение и спрятать “деловитый” фасад его корпуса под “арийской” островерхой крышей (Э.Нойман). В 1930 Мейера сменил “более приемлемый” для властей Л.Мис ван дер Роэ, но и его осторожное руководство не спасло Б. от краха: в 1932 он был закрыт, его архив перевезен в старое складское помещение на окраине Берлина, в апреле 1933 его опечатало гестапо.Гропиус в свой американский период (1945-1969) попытался реанимировать идею коллективного творчества в духе Б., возглавив группу молодых художников. Но предприятие закончилось откровенной цитацией прежнего архитектурного опыта. Б. с его “мифологией индустрии и техники” (Гропиус) остался одной из самых впечатляющих художественно-социальных утопий века, цитаделью функционализма. В 1996 в помещении Веймарского Б. была открыта Высшая школа архитектуры и строительства, а в Б. Дессау (1984) - Центр образования для архитекторов и дизайнеров.Лит.: Bauhaus; Idee-Form, Zweckzeit. Erinnerungen und Äusserungen. Frankfurt а. M, 1964; Bauhaus 1919-1933: Meister- und Schülerarbeiten. Weimar; Dessau; Bern, 1988; Гропиус В. Границы архитектуры. M., 1971; ШукуроваА. Архитектура Запада и мир искусства XX в. М., 1992; Фремптон К. Современная архитектура. М., 1990; Вуек Я. Мифы и утопии архитектуры XX в. М„ 1990.Ю.Логинова
Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. Гл. ред. П.М.Топер.. 2008.