- “Молодая Сцена”
- (“Junge Bühne”)В начале 1920-х берлинская театральная жизнь была отмечена появлением ряда трупп, пытавшихся работать самостоятельно на правах антрепризы, не связываясь со стационарными театрами, и обращавшихся преимущественно к произведениям молодых, практически еще неизвестных драматургов. Одним из таких начинаний стала “М. с”, созданная и руководимая Морицем Зеллером (даты рождения и смерти неизвестны, погиб в одном из концлагерей на территории Польши в начале 1940-х). Он был истовым антрепренером: составлял репертуар, подбирал актеров и режиссеров из разных берлинских театров (многие исполнители в его антрепризе стали знамениты), подыскивал сценические площадки и меценатов. Исполнители и драматурги гонораров не получали, довольствуясь отзывами прессы, которые становились рекламой. Спектакли игрались всего один раз; исключением стала постановка “Отцеубийства” А.Броннена*, включенная в репертуар берлинского Немецкого театра (Deutsches Theater) и показанная двадцать три раза.Зеллер оказывал особое внимание драматургии Броннена: в постановке режиссера Х.Хильперта были показаны его “Анархия в Силлиане” (1924) и “Эксцессы” (1925), затем “Болезнь юности” (1925, режиссер П.Бильдт). Б.Брехт, хотя и характеризовал “М. с.” как “самое опасное и самое коррумпированное предприятие берлинской театральной буржуазии”, продолжал предлагать ей свои пьесы, в результате чего были поставлены “Ваал” (1926) и “Что тот солдат, что этот” (1931). На приглашения Зеллера откликнулись такие режиссеры как К.Х.Мартин* (“Олимпия”, “Olympia”, Э.Вайса*, 1923) и Л.Йесснер* (“Сверхдьявол”, “Uberteufel” Х.Эссига, 1923). По рекомендации Брехта Зеллер принимал к постановке пьесу М.-Л.Фляйсер “Чистилище в Ингольштадте” (1926). К середине 1930-х Зеллер прекратил свою деятельность.Лит.: IheringH. Von Reinhardt bis Brecht. Bd. I-III. Berlin, 1961; Viertel B. Schriften zum Theater. Berlin, 1970.В.Клюев
Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. Гл. ред. П.М.Топер.. 2008.