- Моргнер, Вильгельм
- (Morgner, Wilhelm)(27.01.1891, Сеет в Вестфалии - август 1917, Лангенмарк, Бельгия)немецкий живописец и график. Учился в частной школе Г.Тапперта в Ворпсведе в 1908-1909. Этапы развития М.-художника сменяли друг друга в соответствии с эволюцией экспрессионизма в Германии. После переезда в Берлин в 1911 он сразу же оказался в гуще творческой атмосферы объединения “Брюкке”* и участвовал вместе с его художниками на третьей выставке “Нового Сецессиона”. В следующем 1912 М. получил возможность столь же плодотворного контакта с окружением В.Кандинского*, приняв участие в выставках “Зондербунда” в Кёльне и “Дер блауэ райтер”* в Мюнхене. Стремительно развиваясь как живописец, М. весьма избирательно и аналитически осваивал художественные приемы и эстетические принципы А.Явленского* и В.Кандинского; в неменьшей степени его привлекал стиль лидера орфизма, французского живописца Р.Делоне, выставлявшегося в Мюнхене в 1912.Под влиянием этих контактов профессиональный почерк молодого художника быстро менялся. Традиционный настроенческий натурализм ранних пейзажей и портретов сменился уже в Берлине напряженной пуантилистской манерой (“Пейзаж с синим мужчиной”, “Landschaft mit blauem Mann”, 1911). Менее чем через год М. уверенно демонстрировал новый стиль, в котором неожиданную трактовку получала цветовая теория Делоне. Суть этой интерпретации исходила из мировоззренческих оценок М., который обостренно отождествлял свое ощущение современности с темой Страстей Христовых. (“Я хотел бы, чтобы Бог с его властью над миром, а также сила, которая вращает Землю и в моменты творения создает живые организмы, могли стать предметом живописи [...] Я хотел бы превратить бытие в симфонию форм и красок, в один животворный звук”. М. сумел многократно усилить звучание красного, оранжевого, синего и зеленого цветов и одновременно трансформировать светоносные оптические эффекты Р.Делоне в средство духовно-экстатического воздействия, в категорию трансцендентного порядка (“Для меня цвет-средство самовыражения. С помощью совершенной цветовой композиции я достигаю живого общения с Богом. Я не изменяю и не затеняю цвета, и тем не менее, в них неизбежно проступают мужское и женское начала. Свет как таковой отныне не имеет значения для меня”).В полотнах М. 1912-1913 дробные мазки сменяются открытыми цветовыми потоками красок, масштабно соотносимыми уже с размерами всего полотна. Эти потоки и образуют фантастическую ирреальную “схему” композиции с ее условной цветовой перспективой. В картине “Вход в Иерусалим” (“Einzug Christi in Jerusalem”, 1912) такая схема подчеркнуто самоценна и настолько активна по звучанию красок, что возникает ощущение мистической вибрации всего большого полотна. В то же время, благодаря усилиям М., полотно это как бы предстает вариантом модифицированной иконы или гобелена, в высшей степени декоративных согласно требованиям нового времени. В картине “Поднятие креста” “Kreuzaufrichtung” (1913) сходным образом достигается трагическое и одновременно пророческое звучание центральной евангельской темы. В канун I мировой войны М., как и многие экспрессионисты, предчувствовал глобальные мировые катаклизмы. В последних “астральных” композициях 1913 проступила тенденция уже к абсолютной абстракции. В 1913 М. был призван в армию, погиб на фронте в возрасте 26 лет.Произв.: “Пейзаж с тремя деревьями”, “Landschaft mit drei Bäumen”, 1910; “Автопортрет в жёлтом пиджаке”, “Selbstbildnis in gelber Jacke”, 1910; “Вознесение”, “Himmelfahrt”, 1912; “Большой астральный пейзаж III”; “Große astrale Landschaft III”, 1913; “Женщина с мешком”, “Frau mit Sack”, 1913.Лит.: Selzer H. Wilhelm Morgner. Recklinghausen, 1958; Wilhelm Morgner. Katalog. Wesfälischer Kunstverein und Westfälisches Landesmuseum für Kunst und Kulturgeschichte. Münster, 1967; Wilhelm Morgner. Das vollständige Holzschnittwerk. Köln, 1970; Guse E.G. Wilhelm Morgner. Münster, 1983.Ю. Маркин
Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. Гл. ред. П.М.Топер.. 2008.