- Морено, Якоб Леви
- (Moreno, Jackob Levy)(18.05.1889, по другим данным, 20.05.1892, Бухарест, Румыния - 14.05.1974, Бикон, Нью-Йорк, США)австрийский драматург, театральный деятель, поэт, по образованию врач. Сын еврея-переселенца из Испании. Изучал медицину и философию в Вене, после I мировой войны практиковал в лагере для беженцев, работал врачом в Феслау. В 1918 М. издавал в Вене экспрессионистский литературный журнал “Даймон”* (“Daimon”), в 1919 - был соиздателем “Нового Даймона” (“Der neue Daimon”), позднее сотрудничал в приложении к журналу “Гефертен” (“Die Gefährten”, “Спутники”). Кроме стихотворных подборок, романа, многочисленных эссе, опубликованных М. в период с 1910 по 1925 (частью анонимно), ему принадлежит ряд научных трудов, в том числе по социометрии (изданы на английском, позднее на немецком языках), одним из основоположников которой он является.Социометрия, согласно М., подразумевает как преображение человека за счет развития его творческих возможностей, так и переустройство мира за счет преображения человека (“социометрическая революция”, утопическая идея в духе визионерского экспрессионизма). М. разработал экспериментальные способы анализа межличностных отношений, положил их в основу метода групповой психотерапии, а также и “психодрамы”. Уже в 1910-1911 он разыгрывал с детьми импровизационные спектакли, продолжал разрабатывать эту систему в лагере для беженцев в 1917-1919. В 1922 в Вене он открыл Театр импровизации (“Stegreiftheater”), дававший ему материал для исследований в области медицины. Об истории создания этого театра М. рассказал в “Королевском романе” (“Der Königsroman”, 1923). Как драматург он только обозначал начало представления, после чего в действие вступали зрители, они же актеры, “игравшие” собственную жизнь. Темы брались всегда злободневные, почерпнутые из газет, зал был рассчитан на 30-40 человек. Импровизацию М. считал терапевтическим средством и, в попытке разрушить традиционную эстетику, ждал катарсиса не от сопереживания, а от совместного действия. В отличие от многих экспрессионистов, М. настороженно относился к психоанализу З.Фрейда, а собственное учение рассматривал как прямую его противоположность.Литературная и театральная деятельность М. (середина 1910-х - середина 1920-х) тесно связана с творчеством экспрессионистов. Как и многие из них, он стремился познать и выразить абсолютную истину и чувствовал себя ответственным за судьбы мира. Но, в отличие от экспрессионистов, творческая программа М. впрямую вытекала из его профессионального опыта общения с людьми разных социальных групп, а в художественной практике он использовал научные методы психологии. Вместе с тем, он был захвачен общим настроением протеста против незыблемых законов и даже против “традиционной” литературной работы, заниматься которой (то есть “писать”) он не желал, считая творчеством общение, разговор, импровизацию. Свои короткие стихи он запечатлевал на стенах комнаты (их обнаружил и опубликовал издатель Г.Кипенхойер). М. не любил подписывать свои сочинения, утверждая, что труд литератора подобен труду строителя, анонимно возводящего здания для неведомых ему будущих жильцов. Он отрицал театр, его сложившиеся условности и законы. В этом смысле позиция М. оказывается близка идее “монодрамы” Н.Евреинова, и даже более категоричной. М. не только не признавал ведущую роль драматургии в театральном деле, утверждая слияние актеров и зрителей в новой форме спектакля (жизни), но стремился полностью уничтожить границы между автором, сценой и залом.В публикациях М. часто повторяется название “Приглашение к встрече” (“Einladung zu einer Begegnung”). Оба понятия следует трактовать в самом широком смысле: “приглашение” есть и призыв, и вызов, а “встреча” - и свидание и единение. Его поэтическому стилю свойственны напряженность и взволнованность, столь же характерные для многих экспрессионистов, сколь и его глобальные попытки определить место человека в мире других людей: “Это я: тут и там. Это ты: я меня”.В 1925 М. переехал в США (Бикон, штат Нью-Йорк), руководил клиникой, где создал театр “Impromptu” (“Импровизация”), позже проводил лечебные сеансы в школах и тюрьмах. Литературных произведений больше не печатал. Его научная и организационная деятельность получила большой отклик в США (а позднее и в других странах), что привело к созданию в 1950 учебного и исследовательского “Института Морено”, а в 1958 - “Всемирного центра психодрамы, социометрии и групповой психотерапии” (Бикон, США), президентом которого он стал.Соч.: Einladung zu einer Begegnung. Heft 1-2. Wien; Leipzig, 1914; Einladung zu einer Begegnung. 2 Hefte. Wien; Leipzig, 1915; Das Testament des Vaters. Wien; Prag; Leipzig, 1920; Grundlagen der Soziometrie. Köln, 1954; Gruppenpsychotherapie und Psychodrama. Stuttgart, 1959.Лит.: Petzold H. Angewandtes Psychodrama in Therapie, Pädagogik und Wirtschaft. Paderborn, 1972; Portner P. Einladung zu einer Begegnung. Der Dichter Jackob Levy Moreno// Protokolle. Heft 2, 1976; Marschall B. “Ich bin der Mythe”. Von der Stegreifbühne zum Psychodrama J.L.Morenos. Wien, 1988.M. Зоркая
Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. Гл. ред. П.М.Топер.. 2008.