- Мюллер, Otto
- (Mueller, Otto)(16.10.1874, Либау, Силезия - 24.09.1930, Бреслау, Восточная Пруссия)немецкий живописец и график, член объединения экспрессионистов “Брюккс”*. Родился в семье таможенника, обучался живописи в Академиях в Дрездене (1894-1898) и в Мюнхене (1898), самостоятельно изучал технику литографии в Бреслау (1890-1894). В 1898-1908 предпринимал периодические поездки на этюды в Исполиновы горы (Силезия). В 1916-1918 участвовал в I мировой войне. С 1919 по 1930 - профессор Академии художеств в Бреслау.Роль М. в немецком экспрессионизме представляется довольно камерной; тридцатишестилетний художник присоединился к “Брюкке” уже в Берлине в 1910 как сложившийся живописец с собственной индивидуальной манерой и строго избирательным кругом тем. Уровень профессиональной подготовки М. был одним из самых высоких в его окружении, тем не менее, исследователи (Х.Пее) отмечают влияние М. и Э.Л.Кирхнера* друг на друга в живописной технике. Блестящий техник, он заметно выделялся среди живописцев “Брюкке” сдержанностью в обращении с цветом. Используя грубые, почти негрунтованные холсты и клеевые краски, М., как правило, не допускал поправок, когда работал кистью. Его живопись впечатляет прозрачностью приглушенных розовых и желто-зеленых тонов и особой естественностью сочетаний плоскостей и линий.На протяжении десятилетий в живописи Мюллера болезненно варьировалась тема неподвластного цивилизации парадиза - идеального союза обнаженной натуры с природой, как бы украдкой наблюдаемого художником (“Девушки в траве”, “Mädchen im Gras”, около 1926). Подтекст такого самовыражения при всей его зашифрованности был несомненно драматичен: романтик Мюллер, с его постоянным внутренним разладом, не раз пытался обрести свой земной рай, надолго укрываясь в среде кочевых цыган. Особое место в наследии М. занимает знаменитый цикл “Цыганская папка”, “Zigeunermappe” (9 цветных литографий, 1927), в котором тема цыганского быта получила патетическое звучание. “Главная цель моего творчества - выразить с предельной простотой мое восприятие пейзажа и человека [...] Образцом для меня также, и в чисто ремесленном плане, было и остается искусство Древнего Египта” (1919). Это признание объясняет ощущение монументальности, которое оставляет стиль Мюллера. Как и на полотнах К.Шмидт-Ротлуфа*, его обнаженные модели с трудом умещаются в поле картины, тяготея к спокойным, статичным позам (“Три обнаженных девушки перед зеркалом”, “Drei Akte vor dem Spiegel”, около 1912; “Лежащая на софе”, “Akt auf dem Sofa liegend”, около 1912). Свои полотна и рисунки M. обычно не датировал, что существенно затрудняет понимание его эволюции. Лучшие его картины относятся к периоду 1920-х, когда он уже был профессором Академии художеств в Бреслау. Тяжелое ранение на фронте в 1918 усугубило его духовный кризис и предопределило раннюю кончину художника.Произв.: “Влюбленные у садовой стены”, “Liebespaar zwischen Gartenmauern”, 1916; “Пять обнаженных женских фигур у водоема”, “Badeszene mit 5 Akten”, ок. 1917; “Две купающиеся девушки”, “Zwei badende Mädchen”, ч. 1 ок. 1917; “Автопортрет”, “Selbstbildnis nach rechts”, 1921-1922 (литография); “Три обнаженных женщины на фоне пейзажа”, “Drei Akte in Landschaft”, 1922; “Двое в притоне”, “Paar in der Kaschemme”, ок. 1922; “Лесной пейзаж”, “Waldlandschaft”, ок. 1924.Лит.: TroegerE. Otto Mueller. Freiburg. 1949; Buchheim L.G. Otto Mueller. Leben und Werk. Feldafing, 1963; Otto Mueller zum hundertsten Geburtstag. Das Graphische Gesamtwerk. Berlin, 1975.Ю.Маркин
Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. Гл. ред. П.М.Топер.. 2008.