- Нойхаус, Вернер
- (Neuhaus, Werner)(01.11.1897, Бургдорф - 21.08.1934, Лютцельфлю)швейцарский художник и график. Учился живописи у К.Амиета, дебютировал реалистическими пейзажами, вскоре, под влиянием французской живописи, перешел к зарисовкам в духе импрессионизма: “Мост через Сену” (“Seinebrücke”, рисунок, 1924), “Берег Сены” (“Am Seineufer”, акварель, 1925). В конце 1924 Н. вместе с находившимися под влиянием Э.Л.Кирхнера* и других членов объединения “Брюкке”* художниками Г.Шерером и А.Мюллером создал в Базеле группу “Красное и синее” (“Rot-Blau”, 1924-1926), исповедовавшую художественные принципы экспрессионизма. Члены группы отдавали предпочтение социально-критической тематике, отказывались от точного воссоздания анатомических особенностей человеческого тела и пространственных координат, стремились передать движение, порыв*, эмоциональный подъем (правда, не доходящий до “крика”*), в своих крупноформатных композициях тяготели к контрастному столкновению красок. Соревнуясь в уровне и мере экспрессивности, они на пари создавали ксилографические клише. Увлечение искусством резьбы по дереву Н. сохранил и тогда, когда оказался в доме швейцарского писателя-регионалиста Симона Гфеллера, который отвергал новые тенденции в искусстве и культивировал ориентированную на изображение патриархального крестьянского быта литературу на диалекте. Используя экспрессионистскую технику, он создал двенадцать гравюр на дереве к полюбившемуся ему роману А.Фанкхаузера* “Огненные братья” (“Die Brüder der Flamme”, 1925), однако из-за резких отзывов ближайшего окружения, увидевшего в экспрессионизме чужеродное и болезненное вторжение в здоровую сферу отечественного искусства, гравюры остались невостребованными и были заново открыты только полвека спустя (посвященные памяти Н. выставки в Штеффисбурге (1977), и в базельском Музее искусств, 1979). Женитьба на дочери С.Гфеллера привела к тому, что Н. отошел от формальных экспериментов. Он сблизился с миром крестьян долины реки Эмме и вернулся к реалистической манере письма, но его реализм, сохранивший следы прежнего увлечения, называют “экспрессивным”. Для портретов крестьян, ремесленников, детей, созданных в последующие годы, характерны упрощенные формы, ломаные линии рисунка: “Крестьянский мальчик” (“Bauernknabe”, пастель, 1928), “Сапожник” (“Der Schuhmacher”, масло, Музей искусств в Берне, 1932). Прижизненные выставки состоялись в базельской художественной галерее в 1924, 1925, 1926; в 1935 посмертно там же прошла выставка, посвященная памяти погибшего в автомобильной катастрофе художника.Соч.: Neuhaus W. Die Holzschnitte der Gruppe “Rot-Blau”. Basel, 1979.Лит.: Spoerri E. Neuhaus Werner// Künstler-Lexikon der Schweiz, XX. Jahrhundert, Bd. II. Frauenfeld, 1967.В.Седельник
Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. Гл. ред. П.М.Топер.. 2008.