О'Нил, Юджин

О'Нил, Юджин
(O'Neill, Eugene)
    [Gladstone], 16.10.1888, Нью-Йорк - 27.11. 1953, Бостон)
   американский драматург, лауреат Нобелевской (1936) и четырех Пулитцеровских премий. Сын актера. Пройдя обучение в католических школах-пансионатах, поступил в Принстонский университет (1906-1907, отчислен за дисциплинарное нарушение). Сменил множество занятий: работал в торговой фирме, кассиром и рекламным агентом в театре (изредка выступая в небольших ролях), газетным репортером, участвовал в экспедиции золотоискателей в Гондурасе, плавал матросом, бродяжничал. В 1914-1915 занимался в семинаре Дж.П.Бэйкера по драматургии в Гарварде и начал писать пьесы, выпустил свой первый сборник “Жажда” (“Thirst”, 1914). Став приверженцем анархизма, сблизился с левыми кругами, в том числе с Дж.Ридом. До конца 1910-х сотрудничал в изданиях радикального и социалистического направления, сохранив в дальнейшем резко негативное отношение к буржуазному государству и обществу.
   Американский театр того времени отталкивал О'Н. ложью и искусственностью, подчинением коммерческим интересам, зависимостью от вкусов невзыскательной публики. В раннем цикле “морских пьес” (1916-1918) отразилось трагическое мироощущение начинающего драматурга. Премьера одной из них, “Курс на восток, в Кардифф” (“Bound East for Cardiff”), 28 июля 1916 считается датой рождения самобытной драматургии США. К 1920, когда на Бродвее была поставлена его пьеса “За горизонтом” (“Beyond the Horizon”), О'Н. был автором свыше двух десятков одноактных пьес.
   В американской критике вплоть до 1960-х господствовала тенденция рассматривать художественные поиски О'Н., особенно его эксперименты с театральными формами почти исключительно в рамках экспрессионизма. Сам О'Н., однако, не разделял установок экспрессионизма и упорно отвергал всякую связь с ним. По его мнению, “экспрессионизм отрицает ценность обрисовки характеров [...] Когда зритель видит "Мужчину" или "Женщину" - простые абстракции, -он теряет человеческий контакт, благодаря которому узнает себя в герое пьесы”. Отводя ключевую роль категории характера, О'Н. четко обозначил демаркационную линию между экспрессионистским театром и собственными художественными поисками. В то же время он высоко ценил творчество А.Стриндберга*, которого считал предтечей современной драмы, неизменно признавая (в частности, в Нобелевской речи) его сильное воздействие на свое творчество. Несомненные достоинства экспрессионизма он находил “в динамических свойствах [...] пьес. Они лучше выражают кое-что в современной жизни, чем старые пьесы”.
   “Экспрессионистский” период в творчестве О'Н. был непродолжителен и ограничивался двумя пьесами, написанными в первой половине 1920-х: “Император Джонс” (“The Emperor Jones”, 1920) и “Косматая обезьяна” (“The Hairy Аре”, 1922), но они принадлежат к числу наиболее значительных его художественных достижений. В них ярко выражена социальная направленность, в качестве протагонистов выступают изгои общества: бежавший от правосудия негр, объявивший себя императором (“Император Джонс”), и кочегар Янк, который мнит себя властелином Вселенной, а прозрев, гибнет в попытке воссоединиться с гармоничным миром природы (“Косматая обезьяна”).
   В художественной структуре этих пьес отчетливо выражены черты поэтики экспрессионизма: намеренные разрывы действия, смещение временных пластов, нарушение хронологической или логической последовательности, “ступенчатость” в изображении эволюции сознания, трактовка пространства как проекции сознания, деформирующего реальность, введение условных фигур - персонификаций отвлеченных понятий, эмоций, состояний и т.д. В “Императоре Джонсе” происходящее в сознании протагониста изображено как “вторая реальность”. Планы настоящего и прошлого совмещаются в утратившей цельность психике героя. Прошлое вырисовывается как цепочка замкнутых в себе, вырванных из исторического контекста событий. Погружение в тайники души предстает погружением в глубины исторического времени и одновременно - блужданиями героя в ночном лесу по кругу, возвращающими его к началу пути, где его ждет возмездие. Персонификациями внутреннего состояния героя выступают и бессловесные фигурки, “маленькие страхи”, мечущиеся по сцене под звуки там-тама. Выведенная во внешний, зрительный ряд субъективная реальность вытесняет реальность объективную, подменяя ее. В “Косматой обезьяне” особо значима трактовка пространства: нарушение реальных пропорций и объемов, смещение плоскостей и их сочленений, ракурсы, взрывающие “равновесие” сценической площадки (тот же принцип положен в основу пластического решения пьесы “Всем детям Божьим даны крылья”, “АН God's Chillun Got Wings”, 1923). Тотальная деформация пространства призвана передать глубинный разлад как отличительную черту современного мира и человека.
   По своей эстетической природе эти пьесы, однако, выходят за рамки экспрессионизма: характер протагониста в основе своей обрисован реалистически; наряду с этим используются и приемы широко понимаемого условного театра, в частности, символистского. Возникающая в итоге синтетическая художественная система не сводима к составляющим ее элементам. Сам О'Н. говорил по поводу “Косматой обезьяны”: “Не думаю, чтобы пьесу в целом можно было втиснуть в один из современных "измов". Кажется, она вбирает в себя весь их диапазон - от предельного натурализма до предельного экспрессионизма”. В общем структура пьес указывает на использование экспрессионистских приемов с целью повышения динамики действия и усиления его драматизма.
   Отдельные черты экспрессионистской поэтики обнаруживаются и в других пьесах О'Н. 1920-х и начала 1930-х, в целом имеющих иную художественную природу: “Великий Бог Браун” (“The Great God Brown”, 1925); “Лазарь смеялся” (“Lazarus Laughed”, 1927); “Динамо” (“Dynamo”, 1928); “До скончания дней” (“Days Without End”, 1934).
   Активно продолжив в 1920-е эксперименты с драматическими формами современной трагедии, О'Н. вводил в свои пьесы маски, впервые появившиеся в “Косматой обезьяне” (“Великий Бог Браун”, “Марко-Миллионщик”, “Marco Millions”, 1925; опубликована в 1927, поставлена в 1928; “Лазарь смеялся”), “поток сознания” (“Странная интерлюдия”, “Strange Interlude”, 1928), раздвоение персонажей (“До скончания дней”), образы-символы. В ряде случаев драматург мифологизировал действие, как в “Любви под вязами” (“Desire Under the Elms”, 1924) или в трилогии “Траур к лицу Электре” (“Mourning Becomes Electra”, 1931).
   В середине 1930-х О'Н. надолго отошел от театра и одновременно начал работу над несколькими драматическими циклами, однако из-за тяжелого недуга не смог осуществить эти замыслы. Незавершенные произведения были им уничтожены. От исторического цикла сохранилась пьеса “Душа поэта” (“А Touch of the Poet”, 1943, поставлена и опубликована в 1957). Цикл автобиографических пьес представлен “Луной для пасынков судьбы” (“А Moon for the Misbegotten”, 1943, поставлена в 1947, опубликована в 1952) и “Долгим путешествием в ночь” (“Long Day's Journey Into Night”, 1940, поставлена и опубликована в 1956). К ним примыкает философская драма-притча “Продавец льда грядет” (“The Iceman Соmeth”, 1939, поставлена и опубликована в 1946), ознаменовавшая возвращение О'Н. в театр и позже признанная, наряду с “Долгим путешествием в ночь”, вершиной творчества О'Н. и всей драматургии США. Посмертные постановки этих и других поздних пьес, осуществленные в 1956-1957, во многом определили судьбу творческого наследия “отца американской драмы”.
   Соч.: Plays. 3 vols. The Library of America. New York, 1998; Пьесы в двух томах. M., 1971; Траур - участь Электры. М., 1975; Пьесы// О'Нил Ю., Уильяме Т. Пьесы. М., 1985; Марко-Миллионщик//Суфлер. 1996. № 1.
   Лит.: Broussard L. American Drama. Contemporary Allegory from Eugene O'Neill to Tennessee Williams. Norman, 1962; Frenz H. Eugene O'Neill. New York, 1971; Bigsby C.W.E. A Critical Introduction to Twentieth-Century American Drama. Vol. I. 1900-1940. Cambridge, London; New York, a.o., 1982; Floyd V. The Plays of Eugene O'Neill. New York, 1985; Conversations with Eugene O'Neill / Ed. by M.W.Estrin. Jackson and L., 1990; The Cambridge Companion to Eugene O'Neill / Ed. by M.Manheim. Cambridge, 1998; Ромм А. Американская драматургия первой половины XX в. Л., 1978; Коренева М. Творчество Юджина О'Нила и пути американской драмы. М., 1990.
   М.Коренева

Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. . 2008.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?

Полезное


Смотреть что такое "О'Нил, Юджин" в других словарях:

  • О’Нил, Юджин — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. О’Нил. Юджин О’Нил Eugene Gladstone O Neill …   Википедия

  • О'НИЛ Юджин — (O Neill, Eugene) ЮДЖИН О НИЛ (1888 1953), американский драматург, лауреат Нобелевской премии по литературе 1936. Родился 16 октября 1888 в Нью Йорке. С детства сопровождал родителей актеров в гастрольных поездках, сменил несколько частных школ.… …   Энциклопедия Кольера

  • О`НИЛ Юджин — О НИЛ (О Нейл) (O Neill) Юджин (1888 1953), американский драматург, реформатор американской сцены. Обнажение трагических коллизий и бездн человеческой жизни определяет пафос пьес, сочетающих экспрессивность и жесткую конкретику, символику и… …   Энциклопедический словарь

  • О'Нил Юджин — О’Нейл (O’Neill) (1888 1953), драматург, реформатор американской сцены. Обнажение трагических коллизий и бездн человеческой жизни определяет пафос пьес, сочетающих экспрессивность и жёсткую конкретику, символику и гротеск, миф и «поток сознания» …   Энциклопедический словарь

  • О'Нил, Юджин — Юджин О’Нил Eugene Gladstone O Neill выдающийся американский драматург Дата рождения: 16 октября, 1888 Место рождения: Нью Йорк, США Дата смерти: 27 ноября, 1953 …   Википедия

  • О'Нил Юджин — Юджин О’Нил Eugene Gladstone O Neill выдающийся американский драматург Дата рождения: 16 октября, 1888 Место рождения: Нью Йорк, США Дата смерти: 27 ноября, 1953 …   Википедия

  • О’Нил Юджин — Юджин О’Нил Eugene Gladstone O Neill выдающийся американский драматург Дата рождения: 16 октября, 1888 Место рождения: Нью Йорк, США Дата смерти: 27 ноября, 1953 …   Википедия

  • О’НИЛ Юджин — О’НИЛ (O’Neill) Юджин (1888—1953), американский драматург; по происхождению ирландец. Дебют — сб. «Жажда и другие одноактные пьесы» (1914). «Морские» пьесы («К востоку, на Кардифф», пост. 1916, и др.). Пьесы: драма «За… …   Литературный энциклопедический словарь

  • О НИЛ Юджин — О НИЛ (О Нейл) (O Neill) Юджин (1888 1953) американский драматург, реформатор американской сцены. Обнажение трагических коллизий и бездн человеческой жизни определяет пафос пьес, сочетающих экспрессивность и жесткую конкретику, символику и… …   Большой Энциклопедический словарь

  • О'Нил Юджин — О▓Нил (O▓Neill) Юджин (16.10.1888, Нью Йорк, ‒ 27.11.1953, Бостон), американский драматург. Обучался в католической школе и колледже, в 1906 поступил в Принстонский университет (не закончил). Работал матросом, был репортёром в провинциальной… …   Большая советская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»