Палашовский, Эден


Палашовский, Эден
(Palasovszky, Ödön)
(05.03.1899, Будапешт - 18.12.1980, Будапешт)
   венгерский поэт, драматург, режиссер. Окончил филологический факультет Будапештского университета и театральное училище. С юности сблизился с социал-демократическим и нелегальным коммунистическим движением. Замышлял реформировать театр, сделав его искусством для широких масс, но не агитационно-политическим, а просветительским. Эта программа была намечена в написанном совместно с теоретиком экспрессионизма И.Хевеши* “Манифесте” (“Manifesztum”, 1921); и в соответствии с ней П. в хортистской Венгрии организовывал рабочие хоры, пантомимические ансамбли, музыкальные и поэтические вечера для интеллигентной и рабочей аудитории (исполнялись обычно - в сопровождении его авторского конферанса - произведения Б.Бартока, А.Шёнберга*, Э.Ади, Ж.Кокто, П.Элюара, Т.Тцары, И.Голля*, У.Уитмена, В.Маяковского*, И.Волькера, Й.Бехера*). Считая новейшие авангардистские течения явлением сугубо кризисным, П., тем не менее, пытался встроить в искусство их выразительные средства от форсированной экспрессивности до сатирического гротеска, сливая при этом поэтическое слово с музыкой, танцем, игрой света (как в поставленной им собственной пьесе в жанре патетической декламационно-хоровой оратории “Дочь Иаира” (“Yairus lean ya”, 1931). Свои экспериментаторские новации П. популяризировал в легальных журналах, в том числе социал-демократических, в редактировавшемся им - “Театр и фильм” (“Szinház és Film”, 1930-1931), а также в руководимом из подполья коммунистическом - “100%”. В 1929 он намеревался поставить в Будапеште драму Э.Толлера* “Разрушители машин”, но после генеральной репетиции показ был запрещен. Еще раньше был конфискован стихотворный сборник П. “Реорганизация” (“Reorganizado”, 1924) за “подстрекательские” социальные и профанирующие религию мотивы. В сборниках “Пуналуа” (“Punalua”, 1926), “Кармазин” (“Karmazsin”, 1927), стремясь к некоему коллективистски цельному мироощущению, он эстетизировал первобытные экстатические ритуалы (“Пуналуа” - утопический карнавально праздничный край, свободный от пороков цивилизации). Вызывающе полногласная непосредственность этих и других стихов, которая побуждала позднейших критиков усматривать в П. предшественника битлов, сменяется в 1930-е более спокойной элегически окрашенной пантеистичностью, хотя образные смещения, игра слов, броская условность и версификаторская техника (разностопность, чередование размеров, оригинальная рифмовка) выдают свое авангардное и, в частности, экспрессионистское происхождение. После 1945 П. был некоторое время художественным руководителем “Театра трудящихся” (“Dolgozók Szinháza”), но с конца 1940 из-за непрекращающихся обвинений в формализме и декадентстве на два десятилетия замолчал.
   Соч.: Opal himnuszok. Budapest, 1977.
   Лит.: Marx J. Palasovsky Ödön halálára // Élet és irodalom. 1981. l.sz.; TverdotaGy. PalasovskyÖ., Tamkó-Sirató K., Mándy St. A magyar irodalom tórténéte 1945-1975. 11/1. k. Budapest. 1986.
   О. Россиянов

Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. . 2008.

Смотреть что такое "Палашовский, Эден" в других словарях:

  • Palasovszky, Ödön —    см. Палашовский, Эден …   Энциклопедический словарь экспрессионизма


We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.