Бельгийский экспрессионизм

Бельгийский экспрессионизм
   Термин “экспрессионизм” по отношению к культуре Бельгии обозначает, во-первых, ряд разрозненных явлений “пред-экспрессионизма” конца XIX в. и первой четверти XX в. (прежде всего в живописи, поэзии и драматургии), повлиявших на формирование европейского экспрессионизма; во-вторых, фламандское литературное движение и примыкающую к нему живописную школу, осознававшие и именовавшие себя экспрессионистскими в конце 1910-х и в первой половине 1920-х, традиции которых продолжались во фламандской литературе и театре в течение 1930-х; в-третьих, франкоязычную драматургию М. де Гельдерода, начало которой хронологически совпало с экспрессионистским движением и с творчеством Ф.Кроммелинка.
   Первым произведением мирового экспрессионизма, возникшим до создания какой-либо экспрессионистской группы, часто называют большое полотно бельгийского художника, Дж.Энсора* “Въезд Христа в Брюссель” (“L'entrée de Christ à Bruxelles”, 1888). На этой сатирической картине изображена толпа то ли людей, то ли масок с уродливыми и деформированными лицами, приветствующих Христа в карикатурно осовремененном варианте евангельского сюжета. Контрастный колорит, в котором сталкиваются ярко-красные, зеленые, желтые и синие тона, служит усилению эмоциональности этой пародии, в центре которой оказывается не фигура Христа, затерявшаяся среди толпы, но алый транспарант. В картине можно увидеть воплощение традиций фламандской живописи, в особенности П.Брейгеля Старшего, но смелость цветовых решений предвосхищает экспрессионистское “выплескивание нутра” (К.Эдшмид*). Энсор создает свой особый художественный мир - гротескный и тревожный, исполненный метафизического страдания, населенный абсурдными фигурами, как, например, на другой знаменитой его картине “Скелеты, греющиеся у печи” (“Squelettes se rechauffant autour du poêle”, 1889). Кошмарный мир Энсора во многом близок полотнам Ван Гога* и Э.Мунка*. Энсор получил известность в Европе лишь в 1920-е, хотя лучшая часть его творчества, привлекавшая экспрессионистов, относится к последним двум десятилетиям XIX в.
   Первой пред-экспрессионистской группой во фламандском изобразительном искусстве явилось объединение художников в деревушке Латем-Сен-Мартен в восточной Фландрии, возникшее в 1900,-так называемая “Первая Латемская группа”. Она выступала против господства натурализма, реализма и импрессионизма в живописи во имя основанной на переосмыслении христианства новой духовности и разработки нового “экспрессивного” и “конструктивного” стиля, опираясь на традиции фламандских примитивов, Брейгеля и английских прерафаэлитов. Художник В. де Саделеер писал по преимущесву стилизованные пейзажи, исполненные мистических настроений, в которых прослеживается отдаленное влияние Брейгеля. Именно в рамках “Первой Латемской группы” достигло своего расцвета творчество утонченного скульптора и рисовальщика Г.Минне, в котором ощущается сильное влияние символизма. Мистическое постижение Бога, христианская идея искупительной жертвы за все человечество проявляются в картинах Г.Ван де Вустейне, который с начала XX в. стремился к максимальному упрощению живописных форм.
   Между 1903 и 1909 в Латем приезжали новые художники, творчество которых обычно причисляют к собственно фламандскому экспрессионизму, развивавшемуся сначала самостоятельно, а с начала с 1910-х годов и особенно во время и после I мировой войны, в тесном взаимодействии с экспрессионизмом немецким. На формирование фламандского экспрессионизма большое влияние оказал французский кубизм, воспринятый через призму экспрессионистского творчества французского художника Ле Фоконье. В полотнах фламандских экспрессионистов нередки мотивы социального протеста, а христианская тематика проявляется в меньшей степени, чем у “Первой Латемской группы”.
   Признаки экспрессионизма проявлялись в творчестве К.Пермеке еще с 1912, но его окончательное “обращение в экспрессионизм” произошло после возвращения с I мировой войны в Остенде (1918). Его любимые сюжеты - жанровые сцены, с массивными и угловато-геометричными фигурами крестьян и рыбаков. Пермеке использовал по преимуществу темную, “пессимистическую” палитру, с преобладанием терракотовых тонов. И все же характерный “деревенский” мистицизм Пермеке, унаследованный им от Ван Гога и школы Понт-Авена, стоит в экспрессионизме особняком. В его творчестве обнаруживается также влияние Энсора и чувствуются лирические отголоски английского живописца Дж.Тернера. Ф. ван дер Берге начинал писать экспрессионистские полотна в 1917, используя насыщенные цвета, спонтанно сталкивающиеся между собой (“Воскресенье”, 1923). Монументализм в изображении религиозных сюжетов - характерная черта творчества А.Серваса, начинавшего еще в “Первой Латемской группе”, который также обращался к пейзажам и сценам из жизни крестьян.
   Г. де Смет познакомился с немецким экспрессионизмом в Голландии, где он жил во время войны вместе с М. ван дер Берге. Именно здесь и под непосредственным влиянием Ле Фоконье, а также благодаря немецкому журналу “Кунстблат” (“Das Kunstblatt”) он начал с 1916 писать экспрессионистские картины. Для того чтобы передать свое обостренно трагическое мировосприятие, Сервас использовал технику “нервного”, “экстатического” мазка темных тонов коричневого и охры. Де Смет писал в основном пейзажи, а также сцены, обладающие особой эмоциональной насыщенностью - публичный дом, цирк, крестьянская жизнь. После недолгого увлечения кубизмом, начиная с 1930-х, он снова вернулся к экспрессионизму.
   Помимо двух “Латемских школ” у истоков Б.э. стоит скульптор и живописец Р.Вутерс, испытавший сильное влияние Энсора, а также О.Родена и П.Сезанна. Его первая выставка в Брюсселе в 1912 и последующее творчество в Париже подавали большие надежды, которым не суждено было сбыться из-за его безвременной кончины. Всемирную известность получил бельгийский график и живописец Ф.Мазерель* прежде всего благодаря своим работам в технике черно-белой гравюры на дереве. Мазерель значительно усовершенствовал возможности этой скупой на выразительные средства техники, добиваясь поразительной полноты и силы впечатления, что позволило ему создавать “гравюрные серии”, состоящие из множества “кадров” (“Крестный путь человека”, 1918; “Солнце”, 1919; серия “Часослов”, 1919; “Образы большого города”, 1925; и др.) Их главной идеей было типично экспрессионистское противопоставление современного города-монстра страдающему человеку, устремленному в идеальное будущее. Большое признание получила также книжная графика Мазереля, насчитывающая многие сотни листов. В области скульптуры выделяется творчество О.Йесперса, который создал замечательный гранитный надгробный памятник на могиле поэта П. ван Остайена (Антверпен, 1931).
   Как литературное движение экспрессионизм складывался во Фландрии во время и особенно после I мировой войны и был непосредственно связан с идеей возрождения фламандской культуры, выдвинутой в конце XIX в. группой творческой интеллигенции, объединившейся вокруг журнала “Ван ну эн страркс” (“Van nu en strarks”, “Сейчас и вскоре”). Новое поколение борцов-“фламинганов” возникло как реакция на “пассивный эстетизм” символистской эстетики, которую именуют во Фландрии “модернизмом”. Проповедь “активизма”*, открытость европейской культуре, в особенности лингвистически родственной немецкоязычной, где в то время господствовал экспрессионизм, переплеталась с поисками собственной национальной сущности, что выражалось в обильном использовании фламандского фольклора, традиций кукольного театра и образов, заимствованных из фламандского изобразительного искусства Средних веков и Возрождения. Социально-национальный (а подчас и откровенно националистический) пафос фламандского экспрессионизма отличался ярко выраженным тяготением к католицизму, который призван был служить национальной идее.
   Основоположником фламандского экспрессионизма был поэт П. ван Остайен, живший с 1911 в Париже, и прошедший через увлечения различными европейскими художественными направлениями, в особенности унанимизмом и футуризмом; среди его кумиров были Э.Верхарн, У.Уитмен, Г.Аполлинер, Ф.Т.Маринетти. Он был одним из немногих фламандских поэтов, кто осмелился использовать не только свободный стих, но и фонетические и графические игры со стихом, в чем сказывается влияние дадаизма. С немецким экспрессионизмом он познакомился еще в начале I мировой войны, когда жил в Антверпене, ставшем впоследствии центром бельгийского экспрессионистского движения. Для его первых поэтических сборников “Мюзик-Холл” (“Music-Hall”, 1916) и в особенности “Сигнал” (“Het Sienjaal”, 1918) характерны резкие, прямолинейные, подчас не лишенные натуралистичности образы, конвульсивная, стремительная поэтика, лишенная традиционных поэтических украшений, утверждение поэтичности самых обыденных вещей; торжество гуманистического начала и иронии. Особое место в Б.э. занимает роман представителя первого поколения энтузиастов фламандской культуры Ф.ТиммермансаПаллиетер” (“Pallieter”), впервые опубликованный в журнале в 1914, завоевавший популярность после выхода в свет книжного издания (1916). Главный герой романа - фламандский Гаргантюа, образ которого навеян картинами П.П.Рубенса и Я.Йорданса, - живет в баснословные времена и в совершенно неправдоподобном мире, полном радости бытия, доходящей до пароксизма. Но это экстатическое буйство жизни таит в себе и основополагающее противоречие - конфликт между высокими устремлениями души и телесным сладострастием.
   В 1920 в Антверпене возникает радикальный литературный журнал “Реймте”, “Ruimte” (1920-1921, “Пространство”), который стал центром фламандского экспрессионизма. Участников “Пространства”, с одной стороны, привлекала близкая по языку традиция немецкого экспрессионизма (хотя нельзя игнорировать и влияние французского унанимизма), с другой, - воинствующий “фламинганизм” заставлял их искать и собственные, чисто фламандские определения для новой литературы; так возник термин “фламандский динамизм”, которым порой обозначается Б.э. В круге “Пространства” оказываются критики, романисты и поэты: О. де Бок, А.Якоб, П. ван Остайен, В.Моэнс, М.Гейзен, П.Вербрюгген, Г.Бюрсенс, Ф. ван ден Вингерт, Г.Пиненбург, В.Брунклер, К.Леру, Р.Хереман, У. ван де Воорде, Ф. де Вилде, А.Нахон и др. В 1923 под руководством Х.В.Граульса вышла антология экспрессионистских поэтов “Молодая Фландрия” (“Het Jonge Viaanderen”). Журнал “Реймте” просуществовал недолго, но ему на смену пришли другие печатные органы: “Ter Waarheid”, “Goedendag”, “Het Overzicht”, “Patroelje”, “Pogen”.
   Романист группы “Ризме” О. де Бок отличался аналитическим, почти научным подходом к изображению действительности. Уже в его раннем романе “Молодежь в городе” (“Jeugh in de Stad”) складываются черты его экспрессионистского стиля - отрывистого, сжатого, сухого, лишенного образных украшений, эпитетов и символов. Образный строй поэзии В.Моэнса отражал странные, деформированные видения, в которых слышались отголоски древнего искусства. Ревностный католик, Моэнс писал стихи, отличавшиеся мощными и неожиданными контрастами, порой они звучат как заклинание. Мотивы, заимствованные из Ветхого и Нового заветов, органично сочетались в них с экспрессионистским “криком”, они породили множество подражателей (как замечали современники, в начале 1920-х разворачивалась настоящая “Моэнсиада”). “Страстный псалмотворец” (как его называли современники) А.Мюсске воспевал братство и красоту мира и жизни, которые становились в его библейских версетах воплощением экстаза.
   А. Ван де Моортель - экспрессионистский поэт-гуманист, с отчетливо выраженными революционными тенденциями. Главная черта стихов М.Гейзена - обнаженность, он стремится к простейшему, кристально чистому и выверенному выражению пульсации жизни и человеческих эмоций.
   Драматургия на фламандском языке переживала в эти годы глубокое и длительное увлечение экспрессионизмом. В 1920 О. де Грейтер, Й. де Меестр организовывали Фламандский народный театр, в котором, с одной стороны, намечали возродить национальные традиции светского и религиозного театра Фландрии, а с другой - широко привлекать современный зарубежный репертуар (в особенности произведения таких драматургов, как А.Стриндберг*, Ю.О'Нил*, А.Шницлер, П.Клодель). Наиболее ярким из фламандских драматургов-экспрессионистов был Г.Тейрлинк, известный задолго до 1920-х своими многочисленными романами. Представленная в 1922 в Брюсселе и Антверпене его пьеса “Замедленная съемка” (“De Vertraagde Film”), где эстетика кинематографа использовалась как тематически, так и режиссерски, снискала большой успех как “экспрессионистская” драма. К типично экспрессионистским относятся также его популярные пьесы “Я служу” (“Ik diem”, 1923), где Тейрлинк создает доведенную до пароксизма интерпретацию драмы Метерлинка “Сестра Беатриса” (“Béatrice”), а также постромантическую пьесу “Человек без тела” (“De Man zonder lijf”, 1924).
   В национальной драматургии на фламандском языке выделяются А. ван де Вельде, В.Путнам, а также П. де Монт, писавший на актуальные или фольклорные сюжеты: в его пьесе “Нюансы” (“Nuances”, 1922) представлена трагедия человека, вернувшегося с войны и утратившего веру в ее осмысленность, а в лучшей его пьесе “Рейнеке-Лис” (“Renaer de vos”) фольклорный сюжет служит предлогом для сатирического изображения мира.
   На французском языке экспрессионизм наиболее ярко представлен в драматургии М. де Гельдерода. Сам Гельдерод не любил, когда его творчество называли экспрессионистским, но признавал, что с самого начала был увлечен А.Стриндбергом*, Л.Андреевым*, Ф.Ведекиндом*, А.Жарри, и, в особенности, экспрессионистским кино. Элементы киноискусства, цирка и мюзик-холла впоследствии вошли органической частью в драматургию Гельдерода, объективно близкую экспрессионизму. Об экспрессионизме он знал от своих немецкоговорящих друзей. В частности, дадаист К.Пансаерс познакомил Гельдерода с экспрессионистской поэзией. Из немецкой периодики он черпал сведения о скульптуре и живописи (в особенности о М.Шагале*, В.Кандинском*, П.Клее*, Х.Кампендонке). Гельдерод сам называл свою “трагедию для мюзик-холла” “Смерть доктора Фауста” (“La Mort du Docteur Faust”, 1925, издана 1926) “наиболее последовательным воплощением на французском языке принципов экспрессионизма в театре”, ибо это “драма сущности: Фауст ищет самого себя” - более того, он считал, что в этой пьесе экспрессионизм был доведен до логического предела. Прочитав “Смерть доктора Фауста”, Й. де Меестр и пригласил Гельдерода работать в Народном Фламандском театре, где тот в 1926-1931 ставил свои пьесы, среди которых особенно выделяются “Эскуриал” (“Escurial”, 1927) и массовое действо “Варавва” (“Barabbas”, 1932). Тем не менее, Гельдерод не стал ведущим драматургом этого театра - его пьесы того времени ставили в Париже в экспериментальном театре Луизы Лара и Эдуарда Отана (“Смерть доктора Фауста”, 1928; “Христофор Колумб”, 1929). С экспрессионизмом Гельдерода сближает прежде всего его одержимость идеей смерти и жестокости как некоей высшей истины в сочетании с гротескно-ироническим мировосприятием. В его пьесах крайний трагизм всегда соседствует с крайним фарсом. Подобно другим фламандским писателям, он обращался в своих драмах к далекому прошлому Бельгии или Европы, наряду с фольклором напрямую использовал ассоциации с фламандской живописью Средних веков и Возрождения, в особенности Брейгеля Старшего, по картине которого пишет пьесу “Сорока на виселице” (этот же сюжет использован в одноименной пьесе Тейрлинка, 1937). В живописи Гельдерод видел чистый жест, экспрессию движения более истинную, нежели экспрессия слова.
   Особняком стоит и творчество другого франкоязычного драматурга - фламандца по происхождению Ф.Кроммелинка. Его театр поэтичен, но исполнен патетики, гиперболизированных образов, в характерах его персонажей преувеличенность доведена до абсурда, что позволяет характеризовать пьесы Кроммелинка как близкие экспрессионизму. Французские театроведы относят к экспрессионизму и постановки его пьесы “Великолепный рогоносец” (“Le Cocu magnifique”) режиссерами О.М.Люнье-По (1920) и В.Мейерхольдом (1922, в переводе И.Аксенова, под названием “Великодушный рогоносец”).
   В 1910-1920-е произошло переосмысление в экспрессионистском духе творчества двух крупнейших бельгийских символистов, писавших по-французски, Э.Верхарна и М.Метерлинка, причем первый из них часто рассматривается как непосредственный предшественник немецкого экспрессионизма. В 1910 в Лейпциге почти одновременно вышли три книги, связанные с Верхарном, - эссе С.Цвейга (“Emile Verhaeren”), “Избранные стихотворения” Верхарна (“Ausgewählte Gedichte”) и сборник его пьес (“Drei Dramen”). Глава из цвейговской книги о Верхарне “Новый пафос” стала одной из первых попыток теоретического осмысления экспрессионистской эстетики. Трагическая мощь “Городов-спрутов”, глобальный лиризм Верхарна, отказ от символистской утонченности и лирической интроспекции сближают Верхарна с самыми яркими представителями поэтического экспрессионизма.
   Интернациональная группа “КОБРА” (“Копенгаген, БРюссель, Амстердам”), образованная 8 ноября 1948 в Париже, лишь условно может быть сближена с бельгийским экспрессионизмом. Она состояла из художников и поэтов не только бельгийского происхождения (К.Дотремон, Ж.Нуаре, П.Алешински), но и представителей Дании и Голландии. Ее художественные принципы не имели ничего общего с экспрессионистским движением во Фландрии: здесь речь шла о живом и лирическом выражении спонтанности, в противоположность холодной абстракции и надуманному сюрреализму. Однако противопоставляя себя экспрессионистской абстракции и сюрреализму, представители “КОБРА” испытывали на себе их большое влияние. В 1951 группа “КОБРА” прекратила свое существование, но наиболее яркие ее представители, в том числе Алешински, в течение всей второй половины XX века продолжали творить в духе “лирической абстракции”, обретающей подчас глубокий медитативный смысл, что позволяет говорить о некотором типологическом ее сходстве с экспрессионизмом.
   Лит.: Ridder A. de. La littérature flamande contemporaine (1890-1923). Anvers; Paris, 1923; Voorde U. van der. Panorama de Littérature néerlandaise en Belgique. 1830-1930. Bruxelles, 1931; Backer F. de. Contemporary flemish literature. Bruxelles, 1934; Lilar S. Soixante ans de théâtre belge. Bruxelles, 1952; Passei IV. van. Met tijdschrifl Ruimte (1920-1921) als brandpunkt van humanitär expressionnisme. Antwerpen, 1958; Beekman F.M. Homeopathy of the absurd. The grotesque in Paul van Ostajen's creative prose. The Hague, 1970; Lissens R.F. Flamische Literaturgeschichte. Des 19. und. 20. Janrhunderts. Köln; Wien, 1970; L'Expressionnisme dans le théâtre européen. Paris, 1971; Gliksohn J.-M. L'Expressionnisme littéraire. P., 1990; Richard L. Encyclopédie de l'expressionnisme. P., 1978; Histoire de l'Art moderne. De l'impressionnisme à nos jours. P., 1982; Moulin J. Fernand Crommelinck, ou le théâtre du paroxisme. Bruxelles, 1978; Verleersch V. L'expressionnisme flamand. Brugge, 1989; Восемь бельгийских пьес. M., 1975; Гельдерод Мишель де. Театр. М., 1983; Андреев Л. 100 лет бельгийской литературы. М.: МГУ, 1967; Шкунаева И.Д. Бельгийская драма от Метерлинка до наших дней. М., 1973.
   Е.Галъцова

Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. . 2008.

Игры ⚽ Нужен реферат?

Полезное


Смотреть что такое "Бельгийский экспрессионизм" в других словарях:

  • Минне Жорж —         Минн (Minne) (1866 1941), бельгийский скульптор. Виднейший представитель бельгийского, символизма. Учился в АХ в Генте (1882 84), в Париже (1891) у О. Родена и в АХ в Брюсселе (1895 99). Профессор АХ в Генте (1912 14). Глава так… …   Художественная энциклопедия

  • Бельгия — Королевство Бельгия нидерл. Koninkrijk België фр. Royaume de Belgique нем. Königreich Belgien …   Википедия

  • Королевство Бельгия — Координаты: 50°32′00″ с. ш. 4°46′00″ в. д. / 50.533333° с. ш. 4.766667° в. д.  …   Википедия

  • Королевство Бельгии — Координаты: 50°32′00″ с. ш. 4°46′00″ в. д. / 50.533333° с. ш. 4.766667° в. д.  …   Википедия

  • Правительство Бельгии — Координаты: 50°32′00″ с. ш. 4°46′00″ в. д. / 50.533333° с. ш. 4.766667° в. д.  …   Википедия

  • Авангард (искусство) — У этого термина существуют и другие значения, см. Авангард. Казимир Малевич, Супрематизм Авангард (фр. ava …   Википедия

  • Символизм — СИМВОЛИЗМ. Как весьма широкая категория понятие «С.» применяется к искусству целых эпох. Так, в концепции Гегеля символистское искусство образует первую ступень в развитии художественного сознания, выражая стремление к идеалу, и соответствует… …   Литературная энциклопедия

  • Бразилия (государство) — Бразилия (Brasil), Федеративная Республика Бразилии (República Federativa do Brasil). I. Общие сведения Б. государство в Южной Америке, занимающее восточную и центральную часть материка. Наибольшая протяжённость с С. на Ю. 4320 км, с В. на З.… …   Большая советская энциклопедия

  • Бразилия — I Бразилия (Brasil)         Федеративная Республика Бразилии (República Federativa do Brasil).          I. Общие сведения          Б. государство в Южной Америке, занимающее восточную и центральную часть материка. Наибольшая протяжённость с С. на …   Большая советская энциклопедия

  • Энсор Джеймс —         Энзор (Ensor) (1860 1949), бельгийский живописец и график. Учился в АХ в Брюсселе (с 1877). С 1881 жил в Остенде. Испытал влияние фламандской живописи XVII в., Г. Курбе, Ш. де Гру, французского импрессионизма. От ранних реалистических… …   Художественная энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»