- Паули, Фриц Эдуард
- (Pauli, Fritz Eduard)(07.05.1891, Берн - 10.09.1968, Кавильяно)швейцарский график и живописец. Сын банковского служащего. Начал заниматься гравированием вопреки желанию родителей, самостоятельно. Некоторое время учился у А.Вельти, по рекомендации которого затем учился в классе П.Хальма мюнхенской художественной школы (1910-1914); после встречи с А.Вельти картины и гравюры П. выдают влияние неоромантизма (мягкий лиризм, сказочные мотивы). С началом I мировой войны вернулся в Швейцарию (Берн, Цюрих). В 1927-1931 имел мастерскую в Париже. До 1920 в его творчестве' преобладают графические работы (около трехсот офортов), первые из них создавались под влиянием К.Штауффер-Берна. Поиски своей манеры привели, через кратковременное увлечение стилем модерн и символизмом, к экспрессионизму.Начиная с 1917, в графических и живописных работах П. ощущается тяга к повышенной экспрессивности и фантастическим элементам. Рисунок становится проще, линии спрямляются, содержание насыщается религиозными мотивами (“В Гефсиманском саду”, “Gethsemane”, 1917; “Распятие” I и II, “Kreuzigung I u. II”, 1921; “Вознесение”, “Auffahrt”, 1922). В многочисленных портретах деформация внешнего облика доходит до карикатурности. Характерный пример - портрет поэта-экспрессиониста Макса Пульфера (“Bildnis Мах Pulver”, 1924); вписанная в чрезвычайно узкое пространство фигура поэта выглядит монументальной; особенно выделяется массивная голова, устремленный вдаль взгляд выражает мудрость и уверенность, резкие, ломаные линии гравюры подчеркивают решительность характера поэта. После 1926 на первое место в творчестве П. выходит живопись, графика оттесняется на второй план. Повышенной экспрессивности художник добивается резким столкновением света и тени, а также использованием ярко-красной краски в кричащих сочетаниях с другими цветами. В альпийские ландшафты врываются демонические мотивы, фигуры людей кажутся призрачными, вместо лиц нередко выписаны маски. Нагнетание эмоций приводит к экстатическим видениям, особенно в картинах на религиозные темы. С середины 1930-х П. все чаще обращается к монументальной живописи, выполняя крупные заказы по росписи церквей и других общественных зданий (роспись церкви в Офтрингене, фрески в Бернской ратуше и др.). Известны также иллюстрации П. к произведениям швейцарских писателей, в частности, выполненные в экспрессионистском ключе рисунки к роману Бюрера “Буря над Штифлисом”, “Sturm über Stiflis” (1932). Произведения П. неоднократно выставлялись в художественных галереях Берна, Базеля, Цюриха, Мюнхена, Флоренции, Брюсселя и других городов Европы.Лит.: Schaffner Р., Klipstein A. Fritz Pauli. Radierungen. Erlenbach; Zürich, 1926; Grossenbacher A. Fritz Pauli. 12 Zeichnungen. Zürich, 1943; Kasser F., Baeschlin K. Sponagel. Der Graphiker und Maler Fritz Pauli. Zürich, 1946; Kern W. Der Lebenstag. Ein Freskenzyklus im Berner Rathaus von Fritz Pauli. Winterthur, 1959.В.Седельник
Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. Гл. ред. П.М.Топер.. 2008.