Пинтус, Курт


Пинтус, Курт
(Pintus, Kurt)
(29.04. 1886, Эрфурт - 11.07.1975, Марбах-на-Нек-каре)
   немецкий издатель, критик и эссеист. Изучал историю, философию и литературу в университетах Фрайбурга, Берлина, Женевы и Лейпцига, в 1910 защитил диссертацию об исторических романах Левина Шюккинга. Более десяти лет работал в издательствах Э.Ровольта и К.Вольфа*, одновременно выступая с театральными обзорами и статьями о кино в “Берлинер таге-блатт” (“Berliner Tageblatt”, “Берлинская ежедневная газета”) и “Ахт-ур-абендблатт” (“8-Uhr-Abendblatt”, “Берлинская вечерняя газета”). Как ценитель нового искусства он общался и дружил со многими экспрессионистами (ближайшими друзьями были Ф.Верфель* и В.Газенклевер*). Вместе они составляли с 1911 руководящий “триумвират” в издательстве “Курт-Вольф-ферлаг”* в Лейпциге, формируя редакционный портфель, вели переписку и переговоры с авторами, привлекая творческую молодежь и обеспечивали рекламу издательских программ в газетах и журналах. Многие публикации экспрессионистов в 1910-1920 осуществлялись при непосредственном участии и поддержке П.
   При всей бесспорности высоких оценок места и роли П. в экспрессионистском движении его собственное литературное наследие остается в значительной части неизученным. Он был постоянным сотрудником многих популярных журналов (не только экспрессионистских), в которых печатал свои эссе, обзоры и рецензии, проявляя уникальную информированность в текущей литературной и художественной жизни. Основные из этих изданий: “Ди вайсен блеттер”* (“Die weissen Blätter”, “Белый журнал”, 1913-1921), “Нойе блеттер фюр кунст унд дихтунг” (“Neue Blätter für Kunst und Dichtung” (“Новый журнал искусства и литературы”, 1918-1921), национально ориентированный и весьма популярный культурно-политический журнал с богатыми традициями “Дойче рундшау” (“Deutsche Rundschau”, “Немецкое обозрение”), культурно-политический еженедельник “Шаубюне” (“Die Schaubühne”, “Сцена”), выходивший с апреля 1918 под названием “Вельтбюне” (“Die Weltbühne”, “Мировое сценическое искусство”). В 1919-1921 П. заведовал литературным отделом элитарного художественно-литературного журнала “Гениус” (“Genius”), где выдвигал космополитическую программу всечеловеческого братства, не знающего национальных границ”. Много печатаясь сам, П. публиковал в “Гениусе” произведения известных писателей того времени, в том числе ведущих экспрессионистов.
   По-своему интерпретируя идеи В.Воррингера, П. писал, что эпоха новейшего искусства начинается с осознания художниками “противоположности искусства и действительности”, с желания “освободиться от действительности”, “побеждая ее и овладевая ею с помощью подвижной и яростной силы духа”, порождающего “чувства доброты, радости, дружбы, человечности, вины и ответственности”. Абсолютизируя творческую свободу художника, П. в то же время выстраивал жесткую связь между искусством и эмпирической действительностью, не всегда учитывая, что она развивается по собственным законам независимо от искусства. В 1933 нацисты обнаружили “расовую неполноценность” П. и запретили ему заниматься литературным трудом; спасаясь от преследований, он едва успел эмигрировать. В 1933-1966 П. жил в США, в 1941-1947 заведовал театральным отделом Библиотеки Конгресса США в Вашингтоне, в 1947-1961 возглавлял кафедру истории театра в Колумбийском университете.
   Значительным вкладом П. в движение экспрессионизма стала составленная им тщательно продуманная поэтическая антология “Сумерки человечества”* (“Menschheitsdämmerung”, 1919). Хотя ее состав и построение вызывали много споров как в то время, когда она вышла в свет, так и позднее, документирующая и историческая ценность антологии с точки зрения репрезентации экспрессионизма не просто как литературного, но и как духовного течения в культуре XX в. несомненна и поколеблена временем не была.
   П. одним из первых стал заниматься теоретическими проблемами кино, издав уже в 1913 “Книгу о кино” (“Das Kinobuch”), куда включил специально для нее написанные киносценарии В.Газенклевера, М.Брода, Л.Рубинера*, А.Эренштейна*, Х.Лаутензака. Как и другие экспрессионисты, П. видел в кино своеобразный “медиум, не обремененный культурными традициями, где можно было использовать грубые и художественно необработанные плакатные средства и обращаться к широчайшим массам, надеясь, что в кино экспрессионистский стиль можно выразить в гораздо более чистом виде, чем в унаследованных жанрах высокой литературы” (Р.Хаман, Й.Херманд). П. подготовил также посмертные издания сочинений Г.Гейма* (1922) и В.Газенклевера (1963).
   Соч.: Die Romane Lewin Schuckings, 1911; Versuch eines zukünftigen Dramas // Die Schaubühne. Berlin, 1914; Zur jüngsten Dichtung// Die weissen Blätter. 1915. H. 12; Der Zeitgenosse. Literarische Porträts und Kritiken, 1971.
   Лит.: Renschel P. “Menschheitsdämmerung” - Symphonie jüngster Dichtung. Darstellung und Interpretation. Berlin, 1955; Zeller B. Kurt Pintus zum Gedächtnis. Ansprache bei der Trauerfeier in Marbach // Jahrbuch der Marbacher Schillergesellschaft, 19. 1975.
   А.Гугнин

Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. . 2008.

Смотреть что такое "Пинтус, Курт" в других словарях:

  • Пинтус, Курт — Курт Пинтус Kurt Pinthus Псевдонимы: Паулюс Поттер Дата рождения: 29 апреля 1886(1886 04 29) …   Википедия

  • Хиллер, Курт — Курт Хиллер Kurt Hiller Фото 1903 г. Дата рождения …   Википедия

  • Швиттерс, Курт — Курт Швиттерс Kurt Schwitters Дата рождения: 20 июня 1887(1887 06 20) …   Википедия

  • Вольф, Курт — (Wolff, Kurt) (03.03.1887, Бонн 21.10.1963, Людвигсбург)    немецкий издатель. Сын профессора музыковеда, Вольф в семнадцать лет обрел материальную независимость, получив по завещанию солидное наследство от рано умершей матери и приумножив его… …   Энциклопедический словарь экспрессионизма

  • Сумерки человечества — нем. Menschheitsdämmerung. Ein Dokument des Expressionismus …   Википедия

  • Экспрессионизм (литература) — Первое издание романа Кафки «Замок» Под экспрессионизмом применительно к литературе понимают целый комплекс течений и направлений в рамках европейского …   Википедия

  • Штадлер, Эрнст — Эрнст Штадлер нем. Ernst Stadler Имя при рождении: Ernst Maria Richard Stadler Дата рождения …   Википедия

  • Новый пафос (журнал) — Новый пафос Das neue Pathos Язык: немецкий Страна …   Википедия

  • Новый клуб — Афиша «Неопатетического кабаре», 1912 «Новый клуб» (нем. Der Neue Club)  немецкое литературное объединение, в которое входили в основном писатели и поэты …   Википедия

  • Неопатетическое кабаре — Афиша «Неопатетического кабаре», 1912 «Неопатетическое кабаре» (нем. Neopathetisches Cabaret) под этим названием в 1910 1914 годах …   Википедия

Книги



Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.