Постэкспрессионизм


Постэкспрессионизм
   понятие, употребляемое некоторыми искусствоведами и литературоведами для обозначения разнородных тенденций в литературе и искусстве 1920-х после того, как в среде самих экспрессионистов стали раздаваться “голоса” о его “смерти” (А.Дёблин*, К.Эдшмид* и др.). Это понятие впервые выдвинул немецкий искусствовед Франц Роо в 1923, разработав стройную систему оппозиций “экспрессионизм - постэкспрессионизм”, позволяющую наглядно увидеть существенные качественные изменения в немецкой живописи с конца 1910-х. Позднее этот термин использовал немецкий искусствовед Рихард Хаманн в “Истории искусства от раннего христианства до современности” (“Geschichte der Kunst von der altchristlichen Zeit bis zur Gegenwart”, Berlin, 1932; neu durchgesehene Auflage in 2 Bänden, Berlin, 1955). Отметив характерное для немецкого искусства того времени стремление к “прояснению объекта”, “детализации”, “чистой объективизации”, то есть к неискаженной, недеформированной предметности, Ф.Роо сам же предложил заменить понятие П. как слишком аморфное на “магический реализм”*, который он обосновал в том же 1923. В трактовке Р.Хаманна П. связывается прежде всего с эволюцией творчества самих экспрессионистов в 1920-е, в котором он отмечает “возвращение к предмету, к пейзажу, к натюрморту”, показывая, что это “возвращение” отнюдь не является возобновлением традиций реализма и натурализма XIX в. (Э.Нольде*, К.Шмидт-Ротлуф*, М.Пехштейн, О.Кокошка*, Э.Хеккель*, К.Феликсмюллер и др.).
   Основная сложность, затрудняющая четкое разграничение П. от единовременных с ним явлений, заключается в том, что сам экспрессионизм изначально заключал в себе разнонаправленные тенденции и суть его не выражается в какой-либо конкретной эстетической программе (как это имеет место в футуризме, абстракционизме, кубизме, сюрреализме и др.). Экспрессионизм не укладывается в общепринятые понятия “течение”, “направление”, “стиль”, его масштабы определяются коренным переломом европейского самосознания на рубеже XIX-XX вв., порывавшего с позитивистскими идеями линейного прогресса и отказавшегося от веры в рациональное преобразование мира. П. - при всей его разнородности - гораздо определеннее в своих конкретных проявлениях, он представляет собой “снижение” космических претензий экспрессионизма, своего рода “опускание вод” после бурного наводнения в обычное русло, и потому постэкспрессионистские явления легче описываются в терминах традиционного искусствознания и литературоведения. Употребление термина П. в настоящее время вряд ли продуктивно, но может быть полезно как вспомогательное понятие в исследовании культуры межвоенного двадцатилетия.
   Лит.: Roh F. Zur Interpretation Karl Haiders. Eine Bemerkung auch zum Nachexpressionismus// Der Cicerone. 1923. № 15; Roh F. Nachexpressionismus. Magischer Realismus. Probleme der neuesten europäischen Malerei. Leipzig, 1925; 2. Ausgabe, 1958; Hamann R. Geschichte der Kunst. Bd. 2. Berlin, 1933. 2. Neu durchgesehene Auflage. Berlin, 1955; Гугнин А. Магический реализм в контексте литературы и искусства XX века: феномен и некоторые пути его осмысления. М., 1998.
   А. Гугнин

Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. . 2008.

Смотреть что такое "Постэкспрессионизм" в других словарях:

  • Рох, Франц — Франц Рох нем. Franz Roh Дата рождения: 21 февраля 1890(1890 02 21) Место рождения …   Википедия

  • Магический реализм — (от лат. magia волшебство, чародейство)    В XX в. на почве представлений о широких, далеко не исчерпанных возможностях искусства возникло понятие магического реализма. Его в 1914 г. использовал русский художник В. Кандинский при характеристики… …   Эстетика. Энциклопедический словарь


We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.