“Поэзия Акцион 1914-1916”

“Поэзия Акцион 1914-1916”
(“Die Aktions-Lyrik 1914-1916”)
   антология военной лирики (1916), первый том одноименной лирической серии, выпускавшейся Ф.Пфемфертом* в издательстве “Акцион”*, Берлин-Вильмерсдорф. В антологии были опубликованы стихи двадцати одного автора, в том числе павших на войне: Вальтера Ферля (погиб 4 октября 1915, двадцати трех лет), Хуго Хинца (7 декабря 1914, двадцати лет), Георга Хехта (14 мая 1915, тридцати лет). Свое последнее стихотворение “Битва под Саарбургом” (“Die Schlacht bei Saarburg”) А.Лихтенштейн* отправил Ф.Пфемферту военно-полевой почтой 16 сентября 1914, за неделю до смерти в возрасте двадцати трех лет. Широко было представлено творчество Курта Адлера, погибшего в начале июля 1916 в возрасте двадцати четырех лет (12 стихотворений; два года спустя Пфемферт издал в серии “Красный петух” (“Der rote Hahn”) все его поэтическое наследие (сборник “Возвращение”, “Wiederkehr”), и в посвящении назвал его “верным соратником журнала "Акцион" в битве против времени”.
   В той мере, в какой это было возможно в условиях военной цензуры, Ф.Пфемферт представил в антологии антимилитаристскую направленность журнала “Акцион”. Все стихотворения в антологии основаны на непосредственных впечатлениях участников войны, свидельствующих об отвращении к бессмысленному кровопролитию и о горьком прозрении (“Я - солдат / И стану я убийцей”, О.Канель; “Но звук с той стороны напомнил: мы - разрушители”, К.Адлер). В них звучат симпатия к противнику-брату (Й.Ферсте. “Раненому французу”, “Einem verwundeten Franzosen”; А.Шнак. “Мертвый русский”, “Toter Russe”), нежелание воевать и мечта о том, чтобы с обеих сторон “оружие окаменело” (Э.Кёппен. “Мечта”, “Träumen”). Стихотворения полны сострадания к искореженной, изрытой и опустошенной “чужой земле” (К.Адлер. “Наблюдения”, “Betrachten”; “Из лотарингской деревни”, “Aus einem lothringer Dorfe”; В.Штольценбург. “Русский ландшафт”, “Russische Landschaft”; А.Фагтс. “Марш в покинутой стране”, “Marsch im verlassenen Land”), горечи “потерянного великолепия” мирной жизни (К.Адлер. “Вид”, “Ausblick”). На войне происходит тотальное очуждение времени: “Не знаем дня / и ночь нам чудится враждебной и потерянной” (Л.Боймер*); жизненного пространства: “Окопа край, как край могилы” (Г.Давидсон); человека: “Как странно плавится в кровавой луже труп” (Г.Плагге) и собственного тела: “Смотрю на свои ноги, как на чужаков <“...”> / Земля чужая впитала мои соки” (Ф.Верфель*. “Раненый”, “Der Verwundete”). В стихотворении В.Клемма “Лазарет”, “Lazarett”, происходит буквальный распад человека: плоть распадается на части, “я” низведено до “ползающих” обрубков, вывалившихся внутренностей, ампутированных конечностей, зияющих в теле отверстий. “Невероятно странным кажется, что были мы людьми когда-то” (К.Адлер. “Лишь темнота”, “Sehr dunkel nur”). “Битву на Марне” (“Schlacht an der Marne”) В.Клемма Пфемферт относил к наиболее значительным произведениям военной лирики. Сгущенная картина смертоносной современной машинной войны, сконцентрированная в одной битве (“Два колоссальных часа ракручиваются по минутам”), представлена в этом стихотворении через потрясенное “я” поэта: “Мое сердце огромно, как Германия и Франция вместе, оно пробито всеми снарядами мира”. Антологию завершает “Замечание издателя”: “Эту книгу (стихи с поля боя), пристанище бездомной сегодня идеи, я противопоставляю времени”.
   Лит. : Korte H. Der Krieg in der Lyrik des Expressionismus. Studien zur Evolution eines literarischen Themas. Bonn, 1981.
   Н.Пестова

Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. . 2008.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?

Полезное


Смотреть что такое "“Поэзия Акцион 1914-1916”" в других словарях:

  • Die Aktions-Lyrik 1914-1916 —    см. Поэзия Акцион 1914 1916 …   Энциклопедический словарь экспрессионизма

  • Издательское дело —    в Германии пережило вместе с экспрессионизмом быстрый подъем. Новое движение создавало многочисленные издательства и собственные печатные органы, вокруг которых формировался круг единомышленников. По данным “Адресной книги немецкой книжной… …   Энциклопедический словарь экспрессионизма

  • Боймер, Людвиг — (Baumer, Ludwig) (01.09.1888, Мелле, провинция Ганновер 29.08.1928, Берлин)    немецкий поэт. Юность провел в Ганновере, начал изучать юриспруденцию в Гёттингенском университете. С 1912 по 1924 большую часть времени жил в колонии художников… …   Энциклопедический словарь экспрессионизма

  • Эренбаум-Дегеле, Ганс — (Ehrenbaum Degele, Hans) (24.07.1889, Берлин 28. 07.1915, Нарев, Россия)    немецкий поэт, прозаик и драматург. Биографические данные не установлены, более известен как Тристан, воспетый Э.Ласкер Шюлер*. Издатель журнала “Новый пафос”* (“Das neue …   Энциклопедический словарь экспрессионизма

  • Германия — (лат. Germania, от Германцы, нем. Deutschland, буквально страна немцев, от Deutsche немец и Land страна)         государство в Европе (со столицей в г. Берлин), существовавшее до конца второй мировой войны 1939 45.          I. Исторический очерк …   Большая советская энциклопедия

  • Клемм, Вильгельм — (Klemm, Wilhelm) (псевдоним Феликс Бразиль, Felix Brazil, 15.05.1881, Лейпциг 23.01.1968, Висбаден)    немецкий поэт. Старший сын в семье книготорговца. С 1900 по 1905 изучал медицину в Мюнхене, Лейпциге, Эрлангене и Киле. Защитив диссертацию,… …   Энциклопедический словарь экспрессионизма

  • Нравственная идея —    одна из ключевых проблемных категорий экспрессионизма, характеризующая отношение художника к жизни, обществу, личности. Ее можно описать в ряду таких понятийных дихотомий, как жертвенность и ответственность, неразумие и разумность, хаос и… …   Энциклопедический словарь экспрессионизма

  • “Штурм” — (“Der Sturm”, “Буря”, 1910 1932)    один из наиболее значительных журналов экспрессионизма. Издатель Херварт Вальден* (с 1915 совместное редактирование с Л.Шрейером*). Первые три года выходил раз в неделю (“Еженедельник культуры и искусств”),… …   Энциклопедический словарь экспрессионизма


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»