- “Поэтические листовки”
- (“Lyrische Flugblätter”, 1907-1924/1925)первая из поэтических серий экспрессионизма. Издавалась А.Р.Майером в Берлине. По его признанию, прочитав стихотворение Я. ван Ходдиса* “Конец мира”, он испытал “глубокое неудовлетворение от своих издательских программ и переориентировался на новые веяния в поэзии”. Авторами в “П.л.” стали Г.Бенн*, В.Хадвигер, Т.Маринетти, Э.Ласкер-Шюлер*, А.Лихтенштейн*, В.Лоц*, Р.Леонгард*, И.Голль* и многие другие (всего было издано 124 номера); некоторые публикации (например, “Морг” Г.Бенна) сопровождались в прессе взрывом негодования. В серию вошли две значительные поэтические антологии: “Танцзал”* (“Das Ballhaus”, 1912) и “Новый Фрауенлоб”* (“Der neue Frauenlob”, 1919), репрезентативные с точки зрения тематического и формального новаторства раннего экспрессионизма. “П.л.” выходили с разным интервалом, как правило, на 16 страницах разного формата, до 1914 тиражом в 500 экземпляров. Несмотря на очень низкую цену, издатель сумел придать каждому номеру своеобразие за счет выбора бумаги, формата, переплета, титульного листа, графического оформления. В издании этой серии были опробованы различные способы печати, включая ручной скоростной пресс и фотолитографическое воспроизведение старинных рисунков. Популярности ее способствовали полиграфические курьезы, мистификации и издательские шутки, становившиеся объектом интереса библиофилов (в большей степени это касается произведений самого А.Р.Майера, которые он издавал под псевдонимом Мункепунке, Munkepunke). Среди них есть “листовка” с переплетом из старой сахарной обертки, 13 подписанных автором экземпляров “Мета-мор-фозы” (“Meta-Mor-Phosen”) в обложке из змеиной кожи; антология “Блошиный цирк” (“Der Flohzirkus”) вышла тиражом в 999 экземпляров, а “Манхэттен” Э.Рикса в 1001 экземпляр; на сборнике “Гранат” (“Granatapfel”) Мункепунке указан тираж 1 миллион экземпляров, хотя каждая тетрадка значится под № 1, а на его “Предвкушении” в качестве подзаголовка написано: “Гастрономическая библиотека господина Мункепунке. Его собственная. Том VIII. Поставка 13” (“Die Vorfreude: des Herrn Munkepunke Gastronomische Bücherei. Von ihm selbst. Band VIII. Lieferung 13”) и т.д. “Поэтическими листовками” А.Р.Майер положил начало традиции серийного издания стихов, подхваченной затем в различных центрах экспрессионизма в Германии: “Судный день”* (“Der Jüngste Tag”, Лейпциг), “Самое новое стихотворение” (“Das neueste Gedicht”, Дрезден), “Новая серия” (“Die neue Reihe”, Мюнхен), “Серебряные кони” (“Die Silbergäule”, Ганновер). Издательская деятельность такого подвижнического характера в значительной мере способствовала становлению экспрессионизма как художественного течения. Много лет спустя Э.Ровольт в письме к А.Р.Майеру (1952) выразил свое восхищение им как “первооткрывателем, меценатом и искателем литературных кладов”. В 1929-1931 А.Р.Майер вновь возвращается к идее серии и издает еще 15 “Поэтических листовок Картеля лирических авторов и Союза немецких лириков”.Лит/. Meyer A.R. Die maer von der musa expressionistica. Düsseldorf-Kaiserwerth, 1948; Günter H. Alfred Richard Meyer (Munkepunke), der Mensch, der Dichter, der Verleger. Mit unveröffentlichen Gedichten und Briefen// Imprimatur. Ein Jahrbuch fiir Bücherfreunde NF. Bd. VI. Frankfurt a. M., 1959.Н.Пестова
Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. Гл. ред. П.М.Топер.. 2008.