Природа в эстетике экспрессионизма

Природа в эстетике экспрессионизма
   Согласно распространенному мнению, годы перелома в литературе первой четверти XX в. ознаменовались уходом от классических и романтических поэтических традиций и обращением, в первую очередь, к поэзии большого города и вторжения технической цивилизации в человеческую жизнь. В действительности же со сменой эстетического канона, классические и романтические темы, в том числе природа, наполняются новыми экзистенциальными смыслами и превращаются в метафоры душевного ландшафта. “С немецкой лирикой происходят странные вещи.
   Любовь к природе не затихает в ней никогда [...] Было бы странно, если бы природа на четырнадцать лет замолчала”, - заметил Г.Э.Якоб, составитель антологии экспрессионистской поэзии “Стихи живых” (Jacob Н.Е. Verse der Lebenden, 1924). В лоне экспрессионизма природа перестает быть просто объектом поэтического созерцания и становится в большей степени фоном, на который проецируются экзистенциальные состояния изолированной, отчужденной личности. Кроме того, в лирике природы проявился и мощный культурно-критический потенциал экспрессионизма, включающий весь проблемный комплекс возможностей познания природы и мира естественно-научными методами.
   Среди всех экспрессионистов Г.Э.Якоб особо отметил О.Лерке* как поэта, поднявшего в это десятилетие лирику природы на новые высоты и вместе с В.Леманом основавшего так называемое “натурно-магическое” направление. Особые отношения с природой характерны для творчества поэтов раннего и позднего экспрессионизма, таких как Г.Гейм*, А.Штрамм*, А.Лихтенштейн*, В.Рунге, Ф.Хардекопф*, Ф.Яновиц*, К.Адлер, А.Алльвонн, А. фон Хатцфельд, Л.Ландау. В лирике природы экспрессионизма есть и общепризнанные шедевры-например, “Осень одинокого” Г.Тракля*, “Ночной переезд через Рейн по Кельнскому мосту” Э.Штадлера*, “Поздно” Ф.Хардекопфа, сонет “Осеннее чувство” П.Больдта*, “Музыка Пана” О.Лерке, где природа сопряжена с новыми экзистенциальными состояниями личности и встроена в кардинально изменившуюся картину мира. Наряду с обостренными впечатлениями горожанина немало прекрасных поэтических строк о природе в таких известных, стилеобразующих поэтических сборниках, как “По улицам иду я, ветром подгоняем”, 1912, Э.Бласса (“Die Strassen komme ich entlang geweht”) или “Юные кони! Юные кони!”, 1914, П.Больдта (“Junge Pferde! Junge Pferde!”), “Lesestücke”, 1916, Ф.Хардекопфа и др., которые, как правило, не фигурируют в контексте лирики природы экспрессионизма.
   Как и религиозная, любовная или городская поэзия, лирика природы находится в фокусе “двойной оптики” экспрессионизма, то есть отношение к природе в экспрессионизме амбивалентно: от романтического восхищения или демонизации. Антология “Сумерки человечества”* иллюстрирует такое амбивалентное отношение к природе. С одной стороны, вопреки своей репутации революционной “симфонии новой поэзии”, она представляет стихи, воспевающие лес, дерево, луну, солнце, соловья, ночь, осень почти в романтических традициях, с другой, те же мотивы фигурируют и в их остраненном, типично экспрессионистском варианте как составляющие специфического “иронического ландшафта” (название одного из стихотворений Клабунда*) или предельно очужденного пространства. Времена года и суток, природные явления, небесные светила в поэзии Г.Гейма, Г.Тракля, Я. ван Ходдиса* утрачивают свою конкретность, деидеализируются и выступают синонимами авитальности в жизненной философии экспрессионизма, метафорами потерянности и дезориентации: “Застывшая луна стоит пятном из воска, / Белой тенью, / Мертвым ликом / Над головой моей и мертвою землей. / Зеленый свет льется, / Словно саван, / В складках весь, / На бледную равнину” (А.Лихтенштейн. “Непогода”). “Классическими” примерами экспрессионистского остранения романтических образов луны, ночи, ветра, тумана, неба и т.п. стали стихотворения А.Лихтенштейна (“Ландшафт”, “Зима”, “Туман”), Э.Бласса (“Слабонервный”), Г.Гейма (“Луна I”, “Луна II”, “Спящие”), А.Эренштейна* (“Происхождение”), где “ядовитая луна похожа на жирных пауков тумана” (А.Лихтенштейн), а “солнце тлеет словно жирной лысины огонь” (Я. ван Ходдис). Лирика природы в антологии “Сумерки человечества” дает возможность проследить разрушительный процесс тотального отчуждения личности - от слияния с природой до полного ее отторжения; от природы-родины, природы-дома до ее самых жутких, странных обличий (Heim - unheimlich) и ощущения себя в ней странником, чужаком, заблудшим, как, например, в стихотворениях с одинаковым названием “Лес” (“Der Wald”) у Й.Р.Бехера*, П.Цеха, И.Голля*.
   Два полюса амбивалентного отношения к природе в экспрессионизме ярко представлены, в частности, в поэзии столь разных лириков, как В.Рунге и А.Лихтенштейна или как О.Лерке и А. фон Хатцфельд. В одном из лучших стихотворений О.Лерке природа говорит с человеком как чужак с чужаком; человеку никогда не выучить ее языка, что отнимает всякую надежду на последнюю возможность родства. Совершенно иное отношение между человеком и природой - доверительность и взаимопонимание - поэтически зафиксировано в творчестве А. фон Хатцфельда, ослепшего в двадцатилетнем возрасте, но сумевшего найти свой путь сближения с природой: он словно восстанавливает нарушенные связи с ней - через слух, осязание и обоняние, его стихи полны синестезией, насыщены звуками и запахами (сборник “Франциск и другие стихи”, “Franziskus und andere Dichtungen”, 1919). Подобную же амбивалентность в отношении к природе обнаруживают стихи А.Вольфенштейна 1914-1918, в которых конфронтация с природой доведенного до отчаяния горожанина достигает трагического накала (сборники “Безбожные годы”, “Die gottlosen Jahre”, 1914; “Дружба”, “Die Freundschaft”, 1917; поэма “Нагие”, “Die Nackten”, 1918). Но это противостояние принимает форму динамического синтеза удаления и приближения, отторжения и присвоения, бегства и возвращения. Стихотворение “Горожанин”, помещенное в антологии “Сумерки человечества”, трагически фиксирует вынужденное обитание человека среди бетона и грохота, в невероятной тесноте и скученности, его чувства полного одиночества, постепенной утраты связи с окружающим миром и самоотчуждения. Однако при попытке выбраться из этого каменного плена оказывается, что это и есть органичная для современного человека среда обитания, а тихая гармония природы в ее красоте, вечности и покое для него совершенно недоступна.
   Лирика природы со всеми ее атрибутами нередко встроена в мотивную структуру экспрессионистского странствия и отражает его этапы: созерцание, удивление, желание слиться с природой и понять ее. В антологию “Мистраль”* (1913) включено стихотворение А.В.Хаймеля “Ландшафт”, демонстрирующее это освоение и присвоение природы, ее постепенное “впускание в себя”. Начав странствие чужаком, внимательный и любопытный путник принимается складывать из непонятных прежде и отдельно существующих фрагментов великолепную цветную картину, в которой все оказывается при ближайшем рассмотрении гармонично связанным. Тогда и начинает выкристаллизовываться совершенно противоположное чувство родства всему сущему: странник узнает себя в каждой детали мироздания, он начинает постигать его, и, счастливый, чувствует себя частью жизни. Особую значимость и смыслонаполненность в лирике экспрессионизма приобрел образ дерева: “Друг-дерево, друг больший, чем друг-человек” (Л.Ландау. “Друг-дерево”). Характерна персонификация дерева, которое воспринимается как явление метафизическое, мост между вечным и преходящим. Дерево ассоциировано с человеком: оно стремится вверх, укорененное в земле (В.Клемм*. “Дерево”). Почитание дерева приобретает в экспрессионистской лирике почти языческий характер. В стихотворении Ф.Яновица “Языческая песнь” деревья наделяются магическими свойствами, и, если бы они “не отказывались разговаривать, их можно было бы совсем принять за людей” (Ф.Яновиц. “Деревья”, 1913). В своем совершенстве они остаются непостижимыми существами, манящими, завлекающими, вызывающими восхищение: “Непостижимы как мечта и непонятны” (Т.Дойблер. “Лес зимой”, 1917). Лейтмотивом становится мысль, что дерево есть путь к Богу, связующее звено между Богом и человеком (П.Цех, И.Голль, Ф.Яновиц, О.Лерке, Й.Р.Бехер); отсюда желание превратиться в дерево, обладать всеми его качествами (Ф.Яновиц. “Болен”) или общаться с ним как с равным (А. фон Хатцфельд). Уподобление дереву обещает истерзанному “я” внутренний мир и покой, возможность заглянуть в самого себя, как в стихотворении Э.Крауса “Внутренний мир” (1919), выразившем общее для послевоенного времени стремление найти точки опоры в пошатнувшемся мире. В этой ситуации символ дерева воплощает утраченную надежность, стремление к свету и твердую почву под ногами. Стихотворение Й.Амбергера “Брат мой дерево” (1919) противопоставляет корневую систему отсутствию “укорененности” у человека, что превращает его в неприкаянного вечного странника.
   Н.Пестова

Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. . 2008.

Игры ⚽ Поможем написать реферат

Полезное


Смотреть что такое "Природа в эстетике экспрессионизма" в других словарях:

  • Литература и экспрессионизм —    Новая система средств выразительности, разработанная экспрессионизмом, в силу своей неоднородности с самого начала ускользала от четких определений (И.Голль*: “Не стиль, а окраска души, которая для техников литературы до сих пор не поддалась… …   Энциклопедический словарь экспрессионизма

  • Реализм и экспрессионизм —    существенно различаются по принципам художественного постижения мира. В классическом реализме, которому свойственно стремление к многообразному охвату действительности, сущность жизненных явлений раскрывалась через их индивидуализированное… …   Энциклопедический словарь экспрессионизма

  • Хлебников, Велимир — (псевдоним; настоящее имя Виктор Владимирович, 28.10 [09.11] 1885, с. Малые Дербеты, Астраханская губерния 28.06.1922, с. Санталово, Новгородская губерния)    русский поэт, драматург, реформатор стиха, создатель лингвистических, социальных,… …   Энциклопедический словарь экспрессионизма

  • Русская литература — I.ВВЕДЕНИЕ II.РУССКАЯ УСТНАЯ ПОЭЗИЯ А.Периодизация истории устной поэзии Б.Развитие старинной устной поэзии 1.Древнейшие истоки устной поэзии. Устнопоэтическое творчество древней Руси с X до середины XVIв. 2.Устная поэзия с середины XVI до конца… …   Литературная энциклопедия

  • Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика —         РСФСР.          I. Общие сведения РСФСР образована 25 октября (7 ноября) 1917. Граничит на С. З. с Норвегией и Финляндией, на З. с Польшей, на Ю. В. с Китаем, МНР и КНДР, а также с союзными республиками, входящими в состав СССР: на З. с… …   Большая советская энциклопедия

  • Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика, РСФСР (народное образование и культурно-просветительные учреждения) — VIII. Народное образование и культурно просветительные учреждения = История народного образования на территории РСФСР уходит в глубокую древность. В Киевской Руси элементарная грамотность была распространена среди разных слоев населения, о чём… …   Большая советская энциклопедия

  • Киноведение — • КИНОВЕ ДЕНИЕ    КИНОВЕДЕНИЕ, область науки, исследующая кино как вид иск ва и средство массовой коммуникации. К. рассматривает кино в его социальной, экономич., политич. обусловленности, в контексте культуры, в соотношениях с др. видами иск ва… …   Кино: Энциклопедический словарь

  • Эстетика — от греч. αισθανομαι, чувствую, означает: учение о прекрасном или философия искусства; наряду с логикой и этикой составляет одну из философских наук. Для обозначения учения о принципах искусства в XVII XVIII в.в. англичане пользовались терминами… …   Литературная энциклопедия

  • Эстетика —     ЭСТЕТИКА от греч. αισθανομαι, чувствую, означает: учение о прекрасном или философия искусства; наряду с логикой и этикой составляет одну из философских наук. Для обозначения учения о принципах искусства в XVII XVIII в.в. англичане… …   Словарь литературных терминов

  • Югославия — (Jugoslavija, Jyгославиja)         Социалистическая Федеративная Республика Югославия, СФРЮ (Socialistička Federativna Republika Jugoslavija, Социjaлистичка Федеративна Република Jyгославиja).          I. Общие сведения          Ю.… …   Большая советская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»