- Пфемферт, Франц
- (Pfemfert, Franz)(20.11.1879 Лецен, Восточная Пруссия, ныне Польша - 25.05.1954 Мехико, Мексика)немецкий издатель, публицист, литературный критик, поэт, переводчик. Рос в мелкобуржуазной берлинской семье, автодидакт. Уже в юности обнаруживает интерес к социалистическим идеям, сближается с анархистскими кругами, сотрудничает (1904) с анархическим литературным журналом “Кампф” (“Kampf”, “Борьба”), в различных изданиях публикует политические статьи, а также эссе о современной литературе. В 1910-1911 - редактор литературно-политического журнала “Демократен” (“Demokraten” “Демократы”), в котором печатает и собственные стихи (под псевдонимом У.Гадай), политические заметки и рецензии.П. вошел в историю немецкой литературы прежде всего как издатель журнала “Акцион”*, поддерживавший и собиравший вокруг себя молодых экспрессионистов. С 1911 по 1932 журнал был важнейшим периодическим изданием экспрессионистов, средоточием новых художественных и политических импульсов, утопической идеи “великой немецкой левой”. Молодые литераторы, группировавшиеся вокруг журнала, рассматривали искусство, прежде всего поэзию, как атаку на буржуазный мир и традиционную буржуазную литературу. В 1911-1914 П. организует вечера, на которых выступают авторы журнала “Акцион” (Брод*, Бенн*, Беньямин*, Вольфенштейн*, ван Ходдис*, Ласкер-Шюлер* и др.); в 1913-1914 устраивает литературно-политические “революционные балы”, в подготовке которых среди прочих участвуют Г.Манн* и Р.Шикеле*. С начала 1920-х журнал становится почти исключительно политическим.С первых дней I мировой войны П. занимал откровенно пацифистскую позицию, проявил гражданское мужество, не подчинившись предписаниям цензуры и выступив против военно-шовинистической истерии.В эти же годы он организует книжное издательство, устраивает выставки графики из журнала “Акцион”. Важную роль в консолидации антимилитаристски настроенных левых экспрессионистов сыграли издававшиеся П. специальные номера журнала, посвященные Ф.Верфелю*, Г.Манну, Л.Майднеру* и др., а также антологии “1914-1916” (1916) и “Акционсбух” (1917), поэтическая серия в семи томах, включавшая экспрессионистскую поэзию 1916-1922 (Г.Бенна, В.Клемма*, О.Канеля и др.), а также многочисленные другие издания, в том числе 60-томный “Красный петух” (“Der rote Hahn”, 1917-1924), где были представлены, среди других, К.Оттен*, И.Голль*, К.Штернгейм*, А.Луначарский*, Й.Р.Бехер*. После Ноябрьской революции 1918 П. руководил созданной им “Антинациональной партией социалистов (Немецкая группа)”, сотрудничал с “Союзом Спартака”, переводил сочинения В.И.Ленина, публиковал материалы о советской России. В конце 1920-х занимает все более левацкие позиции, становится активным приверженцем Троцкого, переводит его и пишет о нем.В 1933 П. был вынужден покинуть Германию; работал фотографом в Карловых Варах, в 1936 бежал в Париж; в 1940 добрался до Нью-Йорка, а через год оказался в Мехико, где снова зарабатывал на жизнь ремеслом фотографа. Издательская деятельность П., прежде всего сыгравший выдающуюся роль журнал “Акцион”, как и некоторые его собственные статьи, стали неотъемлемой частью экспрессионистского движения в Германии, наложив на него заметный отпечаток и во многом определив характер его развития.Соч.: Die deutsche Sozialdemokratie, 1917; Moskau und wir, 1920; Vor zehn Jahren, 1924; Meine Erinnerungen und Abrechnungen, 1951.И.Млечина
Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. Гл. ред. П.М.Топер.. 2008.