- Пшибышевский, Станислав Феликс
- (Przybyszewski, Stanislaw Feliks)(07.05.1868, Лоево-на-Куявах, под Иновроцлавом - 23.11.1927, Яронты, Польша)прозаик, драматург, эссеист. Писал по-немецки и по-польски. Уроженец прусской части разделенной Польши. Родился в многодетной семье сельского учителя - польского патриота и страстного пчеловода. В детстве, будучи глубоко набожным, сочинял католические песнопения; в юношестве писал полные мировой скорби романтические поэмы. Был отличным рисовальщиком и одаренным музыкантом. В 1889, окончив немецкую гимназию в Вонгровце, уехал в Берлин; изучал архитектуру, а с 1890 медицину и психологию в политехническом институте (исключен за “подрывную деятельность”, 1893). В первом философском эссе “К психологии индивида” (“Zur Psychologie des Individuums”, 1892) обосновал применительно к творчеству Ф.Шопена, Ф.Ницше и У.Хансона неизбежность конфликта между творческой личностью и “здоровым” обществом; независимо от Фрейда разработал сходную концепцию психики. Благодаря этому сочинению прослыл гением в кругу немецко-скандинавской богемы (прославился и как пианист - интерпретатор Шопена). Коротко сошелся с У.Хансоном, Р.Демелем*, Б.Вилле, А.Стриндбергом*, Э.Мунком*. В 1892-1893 редактировал выходивший в Берлине социал-демократический еженедельник польских эмигрантов “Газета роботнича”, где опубликовал множество острых статей, в которых облекал антиклерикальные и социалистические идеи в форму проповедей, воззваний, сатирических диалогов и памфлетов.Первые опубликованные литературные опыты - “рапсодии” “Заупокойная месса” (“Totenmesse”, 1893) и “Кануны” (“Vigilien”, 1895), экстатические гимны плоти, воспринятые современниками как эталонное выражение декадентского индивидуализма и пессимизма. В 1894-1896 подолгу жил в Норвегии, у родителей жены, норвежской пианистки, танцовщицы и писательницы Дагни Юэль; познакомился с Г.Ибсеном, Б.Бьорнсоном, К.Гамсуном, скульптором Г.Вигеландом. Здесь он написал первую драму “Великое счастье” (“Das grosse Glück”, 1897) и два прославивших его романа, где раскрыта разрушительная природа психологии “сверхчеловека”: “Homo sapiens” (трилогия, 1895-1896) и “Дети сатаны” (“Satans Kinder”, 1897). С 1895 П. сотрудничал с пражским журналом “Модерни ревю” (“Moderni revue”, “Современное ревю”), принимал участие в издании берлинского ежемесячника “Пан” (“Pan”), в 1897 редактировал берлинский журнал “Метафизише рундшау” (“Metaphysische Rundschau”, “Метафизическое обозрение”). Интересовался оккультизмом, сатанизмом, демонологией, всеми видами “тайного знания”, что сказалось, в частности, в романе-эссе “Синагога сатаны” (“Die Synagoge des Satans”, 1897). В книге литературных очерков “Путями души” (“Auf den Wegen der Seele”, 1897) проповедовал анархистское богоборчество. В 1898 путешествовал по Испании; в Париже свел знакомство с З.Пшесмыцким и В.Реймонтом; осенью прибыл в Краков.В 1897 появилась первая публикация П. на польском языке - фрагмент поэмы в прозе “У моря” (“Nad morzem”), “рапсодия” “Эпипсихидион” (“Epipsychidion”) в краковском литературно-художественном еженедельнике “Жиче” (“Zycie”, “Жизнь”). В 1898 П. стал главным редактором этого издания, превратив его в рупор польского модернизма (вместе с С.Выспянским, отвечавшим за художественное оформление, редактировал его вплоть до ликвидации в 1900). В 1899 П. поместил здесь антипозитивистские манифесты “Confíteor” и “За "новое" искусство” (“О "nowa/' sztukç”) - апологию “искусства для искусства”, выражающего “нагую душу” человека в ее неподконтрольной сознанию стихийности. Обличение тривиального, житейской рутины ради полноты самопознания провозглашалось задачей вдохновенных “аристократов духа”, “жрецов” Абсолюта. В 1898-1901 П. переработал, перевел на польский и издал свои немецкие поэмы в прозе: “Заупокойная месса” (переименованная в “Requiem aeternam”, 1904), “Кануны” (польское название - “Из цикла Канунов”, “Z cyklu Wigilii”, а при повторной публикации - “В юдоли слёз”, “Na tym padole ptaczu”), “Вознесение” (“Wniebo-wstaj>ienie”), “De profundis” (1895), драму “Великое счастье” (польское название - “Dia szczçscia”, “Во имя счастья”, 1900), книгу “Путями души” (“Na drogach duszy”, 1899).В небрежно сделанных переводах (лишь частично принадлежащих самому автору) были изданы и все романы. Первыми крупными произведениями П. на польском языке были поэмы в прозе “Над морем” (“Nad morzem”, 1899) и “Андрогина” (“Androgyne”, 1900), драмы “Золотое руно” (“Ztote runo”, 1901) и “Гости” (“Goscie”, 1901), изданные под общим названием “Танец любви и смерти” (“Taniec mitosci i smierci”, 1902). Свои воззрения на искусство П. уточнил в эссе о друге детства Я.Каспровиче “С куявских полей” (“Z gleby kujawskiej”, 1902). В программном эссе “О драме и сцене” (“О dramacie i scenie”, 1905) выдвинул идею “синтетической драмы”, раскрывающей через любовную интригу весь спектр конфликтов индивидуального бытия. Его собственные пьесы - “Мать” (“Matka”, 1903), “Снег” (“ánieg”, 1903), “Вечная сказка” (“Odwieczna basñ”, 1906), “Обручение” (“Sluby”, 1906) и др. - сводились при этом к расхожим мелодраматическим сюжетам, решенным стандартно, но с “потусторонним” намеком. В Кракове, а затем в Варшаве, куда он перебрался в 1901, П. предводительствовал группам артистической богемы. Эпатажный образ жизни П., наряду с его радикальной концепцией искусства, составлял значимый элемент декадентской ауры “Молодой Польши”, своего рода “театр дель арте, из которого время от времени выносили настоящие трупы” (Т.Бой-Желенский). Еще в 1896 покончила с собой Марта Фёрдер, мать его сына-первенца и двух дочерей. В 1899 П. воспылал страстью к жене Каспровича (история послужила основой романа “Малярия”, “Malaria”, изданного в 1904,- первой части трилогии “Сыны земли”, “Synowie ziemi”). Вскоре Дагни, мать сына и дочери П., была убита любовником в Тифлисе, после чего Ядвига Каспрович официально стала его женой. В 1901 краковская художница Анеля Пайонкувна родила ему внебрачную дочь Станиславу (впоследствии - выдающуюся писательницу).В 1905 П. лечился от алкоголизма в Закпане, в 1906 переехал в Мюнхен, где написал несколько заурядных романов: вторую и третью части трилогии “Сыны земли” (“Праздник жизни”, “Gody zycia”, 1909; “Сумерки”, “Zmierzch”, 1911), трилогию “Сильный человек” (“Mocny cztowiek”, 1912; “Освобождение”, “Wyzwolenie”, 1912; “Священная роща”, “Swiçty gaj”, 1913) и дилогию “Дети нищеты” (“Dzieci nçdzy”, 1913-1914). Эти книги стилистически монотонны и - вопреки заявке на динамику чувства - эмоционально статичны. Многословны и банальны пьесы “Праздник жизни” (переработка второй части “Сынов земли”, 1911), “Топь” (“Topiel”, 1912), “Город” (“Miasto”, 1914). Интересен роман “Крик” (“Krzyk”, 1914, изд. 1917), повествующий о бессилии художника выразить кошмар социальных катаклизмов; натуралистически-бытовые коллизии вытеснены здесь экстатическими видениями в духе ранних “рапсодий” П. После начала I мировой войны П. занял прогерманскую позицию, соединявшуюся с польским национал-патриотизмом. В 1914-1915 он писал для немецких и австрийских газет статьи по “польскому вопросу” (собраны в книге “Польша и священная война” (“Polen und der heilige Krieg”, “Polska i swiçta wojna”, немецкое и польское издания 1915) и сборник эссе о литературе “Путями польской души” (“Von Polens Seele”, “Szlakiem duszy polskiej”, немецкое и польское издания 1917). В “рапсодии” “Тиртей” (“Tyrteusz”, 1915), анализируя психологию толп, охваченных боевым энтузиазмом, воспел стихию войны, видя в ней “гнев души Вселенной, мстящей за то, что дары ее бездумно растрачены”. В цикле новелл “Возвращение” (“Powrót”, 1916), повествующих о боях польских легионеров с русской армией, пришел к выводу, что война дает былым декадентам шанс очистить совесть и подвигом искупить вину.В 1916 П. знакомится с Е.Гулевичем, будущим основателем группы польских экспрессионистов. В 1917-1918 его публицистика существенно воздействовала на позицию журнала “Здруй”*. В статьях “Расчет” (“Porachunki”, 1917), “Возвратная волна” (“Fala powrotna”, 1918), “Вокруг экспрессионизма” (“Naokoto ekspresjonizmu”, 1918), “Экспрессионизм, Словацкий и "Генезис из Духа"” (“Ekspresjonizm, Stowacki i "Genezis z Ducha"”, 1918), а также в книге “Путями польской души” (изданной в “Библиотеке "Здруя"”) П. выводил экспрессионизм из национального романтического истока, стремясь нейтрализовать влияние немецкого социал-радикального активизма*. По его мнению, “вся история культуры - не что иное, как яростная борьба с экспрессионизмом”, понимаемым как духовное творчество. В новом кредо П. понятие “похоть” было заменено понятием “дух”, прежние идеи были записаны отчасти новыми словами. В последние годы жизни П. его роль в литературе менее заметна. В 1919, покинув Мюнхен, он поселился в Познани, где год заведовал бюро переводов при дирекции почт и телеграфа. В 1920-1924 жил в Сопоте, работал переводчиком в управлении железных дорог, сотрудничал с польскими общественными организациями, противодействующими германизации польского Поморья. В предисловии к новому изданию “De рrofundis” (1922) П. обобщил свои философские и художественные взгляды. Писал трактат “Чародейство и черная магия” (“Czarownictwo i czarna magia”, не окончен); читал лекции, с которыми исколесил всю Польшу. Из оккультных увлечений вырос его последний роман “II regno doloroso” (“Царство печали”, 1924). В 1924 П. приглашен на службу в канцелярию президента Польши, удостоен высоких наград. В 1924-1927, живя на казенной квартире в варшавском Королевском замке, трудился над мемуарами “Мои современники” (“Moi wspótczesni”, часть первая - “Среди чужих”, “Wsród obcych”, издана в 1928; часть вторая, неоконченная - “Среди своих”, “Wsród swoich”, издана в 1930), весьма малодостоверными, преувеличивающими роль автора в европейской литературе. В 1927 издана и поставлена последняя пьеса П. - “Мститель” (“Msciciel”). Умер в гостях у друзей от сердечного приступа; похоронен с официальными почестями - возле сельской церкви, где ребенком пел в хоре. “Половая сатанистика” П. пользовалась на рубеже веков огромной популярностью. Новые произведения немедленно переводились и издавались в Германии и Скандинавии. В России слава писателя была особенно громкой: “его взасос читала русская интеллигенция, весьма любившая те "революционные" откровения, которые уводили прочь от революции” (Г.Каменский). В 1903-1904, в зените своей известности, П. дважды посещал Россию по случаю премьер своих пьес в Петербурге, Киеве и Херсоне, был восторженно принят публикой (женские роли в ряде спектаклей с триумфом исполнила В.Комиссаржевская). В 1916 в России было впервые экранизировано его произведение (“Сильный человек” в постановке В.Мейерхольда, который не раз ставил на сцене пьесы П.). Вскоре после смерти его книги были надолго почти забыты. В общественном сознании осталась скандальная легенда, которая сложилась благодаря целенаправленным усилиям самого писателя. П. стал прототипом героев ряда романов (в частности, “Волшебной горы” Т.Манна). Ст.И.Виткевич в своей прозе и драмах пародировал литературную технику и личность П.Соч.\ Dziela. Т. 1-3. Warszawa; Lwow, 1923; Listy. T. 1-2. Warszawa; Gdansk, 1937-1938; T. 3. Wroclaw, 1954; Moi wspólczeáni. W., 1959; Wybór pism. Wr., 1966; Edward Munch. W., 1983; Snieg. W., 1987; Dzieci szatana. W., 1993; Synagoga szatana i inné eseje. Krakow, 1995; Собрание сочинений. T. 1-4. M., 1904-1906; Полное собрание сочинений. T. 1-10. M., 1905-1911; Андрогина, СПб., 1908; Узы. СПб., 1908; Этика пола. М., 1908; Сильный человек. М., 1912; Освобождение. М., 1913; Святая пуща. М., 1914; Адам Джазга. М., 1916; Заупокойная месса. М., 2002.Лит.: Helsztyñski S. Bibliografía pism S.Przybyszewskiego. Warszawa, 1968; Nowiñski J. S.Przybyszewski. W., 1902; Geszwind J. Klamstwo Przybyszewskiego i klamstwa o Przybyszewskim. Lwow, 1928; S.Przybyszewski: ksiçga pamiaUcowa. Poznañ, 1932; Herman M. Un sataniste Polonais. Paris, 1939; Helsztyñski S. Przybyszewski. Krakow, 1958, 1966, 1973, 1984; Taborski B. Trzech dramatopisarzy modernistycznych. W., 1965; Greñ Z. Nie wiçcej czyli о Przybyszewskim. Krakow, 1969; Zengel R. Wieczna legenda Przybyszewskiego. W., 1970; GoczolowaZ. Skladnia powieáci S.Przybyszewskiego. Lublin, 1975; Koliñska К. Stachu, jego kobiety i jego dzieci. Kr., 1978, 1984, 1994; Kuncewicz M. Fantasia alla Polacca. W., 1979, 1982, 1985; Makowiecki A. Trzy legendy literackie: Przybyszewski, Witkacy, Galczyñski. W., 1980; Mrazek S. Srodki ekspresji pozaslownej w dramatach Stafïa, Tetmajera i Przybyszewskiego. Wroclaw, 1980; Slowianie w áwiecie antynorm S.Przybyszewskiego. Wroclaw, 1981; Kuncewicz M. Fantasia alla Polacca. W., 1979, 1982, 1985; Lewandowski T. Dramat intelektu. Gdansk, 1982; Luczyñski K. Dwujçzyczna twórczosc Przybyszewskiego. Kielce, 1982; S.Przybyszewski: w 50-lecie zgonu. Wr., 1982; Rogacki H.J. Zywot Przybyszewskiego. W., 1987; Marx J. Lebenspathos und Seelenkunst bei S.Przybyszewski. Frankfurt am M., 1990; KlimG. S.Przybyszewski. Paderborn, 1992; Matuszek G. “Der geniale Pole?”: Niemcy o S.Przybyszewskim. Krakow, 1993; 1996; DynakJ. Przybyszewski: dzieje legendy i autolegendy. Wroclaw, 1994; Über S.Przybyszewski / G.Matuszek. Paderborn, 1995; Давыдов C.C. Жизнь одинокой души. M., 1911; Фельдман В. С.Пшибышевский // Критический альманах. Кн. 1. М., 1909; Каменский Г. Пшибышевский и Даниловский// Красная новь. 1928. № 1; Боровский В. Ева и Джиоконда// Красная новь. 1929. №6; Цыбенко Е.З. С.Пшибышевский и русская модернистская проза// Studia polonica. M., 1992; Цыбенко Е.З. Пшибышевский и русская женская проза конца XIX - начала XX в. // Slowianie wschodni: Kultura. Jçzyk. Krakow, 1998.А. Базилевский
Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. Гл. ред. П.М.Топер.. 2008.