Бённелюкке, Эмиль


Бённелюкке, Эмиль
(Bonnelycke, Emil)
(21.03.1893, Орхус, Дания - 27.11.1953, Хальмстад, Швеция)
   датский поэт и прозаик. Сын машиниста. В 1909-1915 был железнодорожным служащим, позднее - сотрудником газет “Политикен” (“Politiken”, 1919-1921) и “Берлингске Тиденде” (“Веrlingske Tidende”, 1921-1922). Много путешествовал по Европе. С конца 1930-х жил в Швеции. Молодого Б. отличали бунтарский характер, неприятие общепринятых норм поведения, склонность к скитаниям. Дебютировал сборником стихов “Огонь и юность” (“lid og Ungdom”, 1917), за которым последовали “Слёзы” (“Таагег”, 1918), “Праздники” (“Festerne”, 1918), “Луки и сталь” (“Buer og Staal”, 1919), “Легенда улицы” (“Gadens Legende”, 1920) и др. Главный мотив ранней поэзии Б. - юношески восторженное, экстатическое воспевание стремительного ритма жизни большого города (Копенгагена) с его хаотичным уличным движением как новой, динамичной, урбанистической формы бытия. На становление поэтики Б. оказали значительное влияние Й.В.Йенсен и У.Уитмен. Увлеченный внешним звучанием слова, нередко пренебрегая смысловыми связями, поэт механически сочетал формальное экспериментаторство, в том числе прием “каталога образов” (“дефиниционного перечня”), с достаточно строгой, благозвучной риторикой. Ранняя поэзия Б. была воспринята как первое проявление экспрессионизма в датской литературе. Особенно ярко черты экспрессионистской поэтики выразились в его сборнике лирической прозы “Песни асфальта” (“Asfaltens Sange”, 1918), который открывался программным гимном современности - “Столетие” (“Aarhundredet”), а также в стихотворении в прозе “Роза Люксембург” (“Rosa Luxembourg”, 1919), посвященном ее памяти. Во время публичного чтения этого стихотворения Б. для усиления эффекта в кульминационный момент выстрелил в потолок из пистолета, что немало послужило популярности поэта.
   Восхищение техникой, стремительными скоростями, одухотворение автомобиля, локомотива, самолета сближает Б. и с футуризмом. Вслед за Маринетти он готов воспевать, наряду с революцией, и войну как один из компонентов современного бытия. Элементы спонтанного, “автоматического” письма, поток повторяющихся слов и образов свидетельствуют и о влиянии на Б. сюрреализма. Б. - автор первого в Дании экспериментального романа “Спартанцы” (“Spartanerne”, 1919), построенного по принципу контрапункта: три самостоятельные сюжетные линии позволяют проследить судьбы трех воинов - древнего спартанца, солдата - участника I мировой войны и современного датчанина-новобранца, - в каждом из которых воплощена надежда на возрождение из хаоса через торжество женственности и любви.
   С середины 1920-х творчество Б. стало утрачивать свое бунтарское начало, уступая место усиливающейся религиозно-морализаторской тенденции и традиционной манере письма, характерной для нескольких его малоудачных романов и пьес. Отказ от прежних идеалов отразился в сатирическом романе “Новая молодежь” (“Ny Ungdom”, 1925) и его продолжении “Бегство в Египет” (“Flugten til Egypten”, 1926), в романе “Локомотив” (“Lokomotivet”, 1933), связанном с близкой писателю железнодорожной тематикой. Автобиографический роман “Тишина” (“Stilheden”, 1938) и сборники стихов “Хвала смерти” (“Lovsang til Doden”, 1939), “Сонеты Христу” (“Kristussonetter”, 1940) отмечены пиетистскими убеждениями. В годы пребывания в Швеции Б. писал также развлекательные романы.
   Соч.\ Aurora. Kobenhavn, 1920; Margrethe Mekkel. Kobenhavn, 1921; Guldbaeblerne. Kobenhavn, 1921; Hymnerne. Kobenhavn, 1925; Kobenhavnske Poesier. Kobenhavn, 1927; Historier om Lokomotiv-forere. Kobenhavn, 1927; Terror. Kobenhavn, 1934.
   Лит.: Dansk litteraturhistorie. Bd. 7. Kobenhavn, 1984; Мёллер Кристенсен С. Датская литература 1918-1952 годов. M., 1963.
   А. Малевич

Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. . 2008.

Смотреть что такое "Бённелюкке, Эмиль" в других словарях:

  • Bonnelycke, Emil —    см. Бённелюкке, Эмиль …   Энциклопедический словарь экспрессионизма


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.