Раис, Элмер


Раис, Элмер
(Rice, Elmer)
(псевдоним: настоящие имя и фамилия Элмер Леопольд Райзенстайн, Elmer Leopold Raisenstein, 28.09.1892, Нью-Йорк - 08.05.1967, Саутгемптон, Англия)
    американский драматург. Выходец из семьи еврейских иммигрантов. Из-за материальных трудностей не закончив школы, начал работать с пятнадцати лет, посещая вечернюю школу. В 1912 окончил Нью-Йоркскую школу права, но юриспруденцией занимался недолго и посвятил себя целиком литературе и театру. Под влиянием чтения, особенно произведений Б.Шоу, рано стал социалистом. После постановки пьесы “Суд” (“On Trial”, 1914) критика положительно оценила новаторскую технику Р., близкую кинематографической и удачно сочетавшуюся с детективным сюжетом. Но подлинную известность Р. принесли пьесы, написанные в 1920-е, когда его творческая манера приблизилась к эстетическим принципам экспрессионизма: контрастные по тону, сбивчивые по композиции, они изображали действительность как алогичный кошмар; человек в них выглядел песчинкой, затерянной в дисгармоничном, уродливом мире. Пьеса “Счетная машина” (“The Adding Machine”, 1923) сразу же была воспринята как образец экспрессионизма, хотя автор и отрицал свою принадлежность к этому течению. Р. обратился в ней к болезненной проблеме - нарастающей механизации жизни, при которой люди неминуемо превращаются в подобия роботов. Персонажи - служащие некоей фирмы - полностью обезличены и безымянны: Мистер Ноль, Мистер Один, Мистер Два и т.д. В глазах босса они - те же “счетные машины”, только более низкой квалификации, поэтому он, не задумываясь, заменяет их автоматами. Бунт мистера Ноля против увольнения оказывается вызван всего лишь поломкой в механизме. В заключительном акте, где действие переносится в рай, преобладают фантастические элементы. Пьеса написана в редком для экспрессионистской драматургии жанре комедии.
   Творчеству Р. присуща эклектичность: экспрессионистские приемы в его пьесах часто соседствуют с реалистическими и натуралистическими, могут присутствовать и элементы мелодрамы и агитпропа. Эстетическую ценность произведений Р. нередко снижают примитивные мелодраматические ходы и стереотипы, а также напыщенная риторика. Гротескная заостренность сценического рисунка отличает его наиболее значительные пьесы конца 1920-х. В “Подземке” (“The Subway”, 1929) в крайне мрачном свете изображена будущая цивилизация; образом мира становится клетка, а человеческие лица превращаются в оскалившиеся звериные морды. В “Уличной сцене” (“Street Scène”, 1929, Пулитцеровская премия; в переработанном варианте с музыкой К.Вайля и стихами Л.Хьюза, поставлена в 1947, опубликована в 1948) основным приемом композиции становится монтаж, а героем выступает не отдельная личность, а “масса”, “толпа”, что сближает пьесу с романами Дж.Дос Пассоса* и драматургией Э.Толлера* (“Гасить котлы!”). Однако главный эффект пьесы связан с реалистической картиной жизни большого города, создаваемой переплетением множества безвестных судеб. Р. выступил постановщиком пьесы, отвергнутой всеми театрами. Спектакль пользовался огромным успехом. С тех пор Р. сам ставил в Нью-Йорке все свои пьесы, а также пьесы других авторов.
   В 1930-е Р., продолжая экспериментировать с формой, создал драмы “коллективного действия”. “Красное десятилетие” всколыхнуло надежды писателя, связанные с будущим Америки, но его радикализм представлял собой скорее разновидность традиционного американского идеализма, опирающегося на либеральные ценности. В пьесе “Мы, народ” (“We, the People”, 1933) драматург показал рост демократического сознания масс в период экономического кризиса. Р. чутко реагировал на изменения политического равновесия в мире: в его пьесах “Судный день” (“Judgement Day”, 1934) и “На Запад” (“Flight to the West”, 1940) затрагивается проблема фашизма. Путь Р. в драматургии - от экспрессионистской пьесы к традиционной психологической драме - завершился в годы после II мировой войны, хотя и тогда в отдельных пьесах, например, в “Девушке мечты” (“Dream Girl”, 1945), заметны черты экспрессионизма. Типичная пьеса этого периода - “Любовь среди развалин” (“Love among the Ruins”, 1963): в ней звучит надежда, что человек способен противостоять отчуждению и насилию. Автор более чем пятидесяти пьес, Р. также работал в Голливуде в качестве сценариста, написал несколько романов, книгу “Живой театр” (“The Living Theatre, 1959) и автобиографию “Особое мнение” ((Minority Report”, 1963).
   Соч.: Seven Plays. New York, 1950; Счетная машина // Суфлер. 1993. № 4.
   Лит.: Hogan R. The Independence of Elmer Rice. New York, 1963; Durham F.E. Rice. New York, 1970; Vanden Heuvel M. Elmer Rice. A Research and Production. Sourcebook. London, 1996; Ромм А. Американская драматургия первой половины XX века. Л., 1978.
   В.Бернацкая

Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. . 2008.

Смотреть что такое "Раис, Элмер" в других словарях:

  • Райс (Rice), Элмер —    псевд.; наст, фамилия Райзенстайн, [Reizenstein] (28.IX.1892, Нью Йорк 8.V. 1967, Саутгемптон, Англия)  драматург.    Выходец из бедной иммигрантской среды, Райс получил юридическое образование и практиковал в адвокатской конторе двоюродного… …   Писатели США. Краткие творческие биографии

  • Rice, Elmer —    см. Раис, Элмер …   Энциклопедический словарь экспрессионизма


We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.