- Беньямин, Вальтер
- (Benjamin, Walter)(15.07.1892, Берлин - 26.09.1940, Порт Бу)немецкий философ, критик, переводчик, эссеист. Родился в семье преуспевающего еврейского финансиста. По окончании гуманитарной гимназии в 1912 поступил во Фрейбургский университет. Здесь, а затем в Мюнхене и Берлине, изучает философию, немецкую литературу и психологию. Еще будучи гимназистом, публикует стихи в левом политическом журнале для юношества “Анфанг”; там же выступает как публицист по проблемам школьной реформы. С 1914 - председатель берлинского отделения “Свободного студенчества”.С середины 1910-х Б. был тесно связан с ведущими экспрессионистскими изданиями в Берлине (публикации на молодежные темы в журнале “Акцион” в 1913-1914 и в Гейдельберге, где в 1915-1921 вместе с Э.Блохом, Р.Музилем, К.Штергеймом*, Ф.Верфелем* и др. сотрудничает в издаваемом Э.Блассом* журнале “Аргонавты”). В 1915 в журнале “Нойе Меркур”, и затем в 1916 в политическом альманахе Курта Хиллера* “Циль” (Мюнхен) Б. публикует манифест “Жизнь студентов” (“Das Leben der Studenten”) - экспрессионистскую программу создания нового немецкого студенчества. По его мнению, размеренный темп жизни филистера не отвечает духу стремительно развивающейся эпохи. Спокойное существование обывателя формируется изжившей себя буржуазной образовательной системой, которая поощряет в человеке лишь сферу практической деятельности, обеспечивающей ему безбедное существование; преподавание становится ремеслом, академическая среда занята собственными карьерными интересами; лишь в союзе наставника и его учеников, в единении мудрости, духа творчества, эроса и ощущения молодости, как это было в античные времена и во времена первых христиан, учение достигнет, как он считает, своей цели - всестороннего духовного развития человеческой личности - и станет своего рода формой философии.В 1918 Б. вместе с семьей переезжает в Берн, где годом позже защищает диссертацию на тему “Понятие художественной критики в немецком романтизме” (“Begriff der Kunstkritik in der deutschen Romantik”, опубликована 1920). В 1925 во Франкфуртском университете Б. безуспешно пытается защитить вторую диссертацию “Происхождение немецкой трагедии” (“Ursprung des deutschen Trauerspiels”). Замысел этого синтетического труда, поднимающего не только проблемы генезиса жанра немецкой барочной трагедии, но и философские проблемы языка, зародился в ходе диспутов в экспрессионистских кругах еще в 1913-1914; вдохновителями его были К.Эйнштейн*, Г.Бенн*, позже Г. фон Гофмансталь, позднее способствовавший публикации этой работы Б. в издательстве Э.Ровольта (1928). Б. не случайно сосредоточил свой интерес на немецкой барочной трагедии (Trauerspiel) и выделил ее в отдельный жанр, отличный от трагедии классической (Tragödie). Он первым обосновывает типологические связи между искусством экспрессионизма и барокко. В барочной драме Б. показал элементы, созвучные духу экспрессионизма: катастрофизм во взгляде на ход истории, политическая тенденциозность, тираноборчество, пристрастие к изображению аффектов. Он характеризует исторические эпохи XVII и начала XX вв. как “времена упадка”, когда усиливается “стремление к искусству” (“Kunstwollen”). Такому “стремлению” “доступна лишь форма совершенного произведения искусства, но никогда не произведение в своей абсолютной цельности”. Отсюда склонность к “рустикальному стилю в языке, который, кажется, не уступает в мощи мировым событиям” (“Ursprung des deutschen Trauerspiels”, S. 37).По окончании университета ведет жизнь свободного литератора, много путешествует по Италии, скандинавским странам, Испании. Он переводит на немецкий язык Бодлера, Пруста, сюрреалистов. Вместе с Э.Блохом экспериментирует с наркотиками. После 1924 он увлекается марксистской философией, что подталкивает его совершить поездку в Россию в 1926-1927. В 1928 выходит эссе Б. “Улица с односторонним движением” (“Einbahnstrasse”), близкое к экспрессионистской (и сюрреалистической) прозе собрание афоризмов и воспоминаний, выполненное в технике монтажа. Характерный для экспрессионизма интерес к противоречивой жизни больших городов выразился в ряде работ (создававшихся на протяжении многих лет), посвященных Берлину (“Берлинское детство”, “Berliner Kindheit”, 1933), Москве (“Московский дневник”, “Moskauer Tagebuch”, 1926-1927, опубликовано 1980; “Москва”, “Moskau”, 1927) и Парижу (“Париж, столица девятнадцатого столетия”, “Paris, die Hauptstadt des XIX. Jahrhunderts”, 1935, опубликовано 1955). Стремясь вскрыть истоки социокультурной ситуации конца XIX - начала XX столетия, Б. сосредоточивает интерес не на массовом и типическом, а на незначительных деталях быта и культурного обихода.Начиная с 1929, тесная дружба связывала Б. с Б.Брехтом, который будет, не всегда успешно, помогать ему наладить свою жизнь после прихода Гитлера к власти в Германии. С 1933 Б. живет в эмиграции, работает в парижском отделении Франкфуртского института социальных исследований. Его интерес смещается к явлениям массовой культуры. В фундаментальном эссе “Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости” (“L'Ouvre d'art a l'époque de sa reproduction mecaniste”, 1936; работа над эссе продолжалась до 1938, немецкая редакция: “Das Kunstwek im Zeitalter seiner technischen Reproduzierbarkeit”, опубликована посмертно, 1955) он рассматривает изменение функционального характера искусства в эпоху литографии, фотографии и кино. По его мнению, предмет искусства, попадая под власть средств технической репродукции, теряет свою ауру (“мистическую уникальность”) и лишается изначально присущего ему культового основания, которое замещается политикой, получающей, таким образом, возможность использовать искусство для подчинения себе масс.В 1940 после вторжения фашистских войск во Францию Б. вместе с группой беженцев пытался пересечь испанскую границу, но, будучи задержан, принял яд.Соч.: Gesammelte Schriften. Frankfurt a. M., 1972-1989; Ursprung des deutschen Trauerspiels. Frankflirt a. M., 1993; Über Kinder, Jugend und Erziehung. Frankfurt a. M, 1969; Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. Избранные эссе. М., 1996; Московский дневник. М., 1998.Лит.: Über Walter Benjamin. Beiträge von Theodor Adorno, Ernst Bloch, Max Rachner usw. Frankfurt а. M., 1968; Zur Aktualität Walter Benjamins. Frankfurt а. M., 1972.А.Маркин
Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. Гл. ред. П.М.Топер.. 2008.