Руо, Жорж


Руо, Жорж
(Rouault, Georges)
(27.05. 1871, Париж - 13.02.1958, Париж)
   французский живописец, график, мастер декоративного искусства. В ответ критикам, признававшим в нем единственного среди французов настоящего художника-экспрессиониста, он считал себя “приемным отцом экспрессионизма”: надрывная духовность его творчества, приемы, основанные на колористических контрастах, некоторые сюжеты его раннего творчества откровенно перекликаются с открытиями немецких экспрессионистов, но при этом художник всегда отрицал свою принадлежность какой бы то ни было, и тем более связанной с Германией, школе искусства.
   Р. родился в семье краснодеревщика, к живописи его приобщил дед по материнской линии, который был поклонником Гюстава Курбе, Оноре Домье и Эдуара Мане и передал свои пристрастия внуку. В 1885 г. он начинает работать учеником в реставрационной витражной мастерской Тамони и Ирш, где проникается традициями средневекового религиозного искусства. В том же году поступает в Школу декоративных искусств, а пять лет спустя - в Школу Изящных Искусств на набережной Малаке. Сначала он учится в мастерской Эли Делоне, а после его смерти - у светоча французского символизма Гюстава Моро, став его любимым учеником. В первых пастелях Р. (“Трапезы”, “Les repas”, 1900; “Саломея”, “Salomé”, 1901) ощущается влияние символизма, и в особенности Гюстава Моро, а также Рембрандта, Гойи и Леонардо да Винчи, а в духовном смысле - философии Паскаля. В 1895-1901 гг. он постоянно выставляет свои полотна, написанные маслом, в Салоне Французских художников: это в основном картины на христианские темы - “Оплакивание Христа” (“Le Christ mort pleuré par les Saintes Femmes”, 1895), “Христос и ученики в Еммаусе” (“Le Christ et les disciples d'Emmaus”, 1899) и др.
   Смерть Моро в 1898 вызывает у Р. глубокий душевный кризис, после которого Р. открывает для себя творчество Анри де Тулуз-Лотрека и Поля Сезанна, а также возвращается к своим прежним кумирам - Домье и Жан-Луи Форену, у которых он заимствует новые сюжеты, связанные с разоблачением язв современного общества - темы проституции, несправедливых судов, демагогии, ничтожности сытых и богатых, а также увлекается миром цирка, возращаясь время от времени к христианским сюжетам.
   В этот период творчества (1902-1914) в его картинах сострадание и жалость к жертвам общества выражается в мятежных перепадах светотени, использовании не сочетающихся между собой контрастных тонов. Патетическая экзальтация и динамизм отверженных героев преодолевает верность натуре: здесь Р. применяет деформацию - прием, характерный для немецких экспрессионистов, многие из художественных открытий которых он предвосхищает еще в 1902-1903. В 1902-1914 Р. очень близок по духу и форме живописи немецкого экспрессионизма. Персонажи картин Р. гротескны и возвышенны, точнее, их уродство таит в себе возвышенное начало - автор словно сам принимает участие в их бедах, разделяет их земные терзания. Он работает в основном в технике акварели и пастели, что позволяет ему более выразительно, чем этого можно было бы достичь в масляной живописи, передать быстрый перепад настроений, эмоциональную взрывчатость, ощущение ненадежности и хрупкости создаваемых им образов. Его любимые цвета - холодные синий и черный. В 1906-1908, несмотря на свой отказ входить в те или иные школы, он выставляет свои картины вместе с фовистами.
   Одним из шедевров Р. той поры является его полотно “В Табарене” (“A Tabarin”, 1905), где в синих тонах изображена танцовщица из знаменитого парижского кабаре-борделя. Страшное, чудовищно деформированное тело, грязное, отвратительное и тупое выражение лица, на котором не осталось ни капли красоты, - такая манера изображения проституток вообще характерна для Р. в этот период (“Две обнаженные”, “Deux nues”, 1905; “Перед зеркалом”, “Au miroir”, 1906). Как писал современник Р., критик Луи Воксель: “Когда он изображает девицу веселого поведения, он не получает при этом, подобно Лотреку, жестокого наслаждения от порока, который источает это создание. Он страдает и оплакивает его”. Проститутки, которых пишет в это время Р., чаще всего обнажены и лишены каких-либо аксессуаров, тем самым Р. стремится лишить их отличительных признаков своей эпохи - они не конкретны, они вне времени, единственное, у них есть только позы, жесты, выражения лица, еще с большей силой подчеркивающие их вселенскую сущность. Другими излюбленными персонажами портретов Р. являются клоуны как антитеза пошлого буржуазного мира и в то же время неотъемлемая часть мира, где все выворочено наоборот - цирка, который оказывается метафорой жизни вообще. “Мы все паяцы”, - трагически констатировал Р., выражая тем самым глубокое отчаяние и боль человеческого бытия (серия картин “Паяцы”, “Pitres”, 1905). В стиле Домье Р. пишет “социальный” портрет “Голова рабочего” (“Tête d'ouvrier”, 1911), которая предвещает по своей конфигурации “Лики Христа” (“Têtes de Christ”), которые он будет писать на протяжении всего своего творчества. В 1906-1908 Р. создает серию обличительных картин “Судьи” (“Les Juges”), на которых изображены уроды в человеческом обличий, одетые в черные уборы и красные мантии, - монстры, совершающие дьявольскую мессу. Мрачность этих полотен еще больше усиливает - как бы утяжеляя - использование масляной живописи, которая, в отличие от акварели и пастели, не является основным художественным средством Р. в данный период. Именно “Судьи” Р. оказались самой скандальной картиной на Осеннем Салоне фовистов в 1906. Изображая горести и пороки людей, покинутых Богом и терзаемых страстями, Р. создает произведения на религиозную тематику, однако все они проникнуты трагическим мировосприятием (серия картин “Крещение Христа”, “Baptêmes de Christ”, 1911).
   В это время Р. продолжает глубоко интересоваться христианством и в 1901 часто посещает аббатство Лигюже, где, в частности, знакомится с К.-Ж.Гюисмансом. В 1905 он встречается с молодым религиозным философом Жаком Маритеном и его супругой Раисой, с которыми будет дружить всю жизнь. Обретенный к 1914 христианский стоицизм постепенно заставляет Р. изменить свою изобразительную манеру. Благодаря большому опыту росписи по керамике, в творчестве Р. усиливается значение рисунка, особенно в сфере масляной живописи, которая теперь начинает преобладать. Период 1914-1930 - время обретения покоя в живописи Р., который предпочитает теперь единство, строгость и простоту. Таковы его “Автопортрет” (“Autoportrait”, 1925), серия гравюр “Господи, помилуй” (“Miserere”, 1917-1928, опубл. в 1948), “Христос в предместье” (“Le Christ dans la banlieu”, 1920), a также многочисленные грустные, но уже не трагические клоуны и персонажи комедии дель арте: в этот период Р. сильно отдаляется от своей надрывной манеры предшествующих лет.
   В 1930-1948 к Р. приходит мировая слава - в 1937 он выставляется в Пети-Палэ, в 1938 и 1945 проходят две его триумфальные ретроспективы в Музее Современного искусства Нью-Йорка, в 1938 проходят его выставки в Венеции и в Цюрихе. Именно в этот период он создает свою знаменитую картину “Спас нерукотворный” (“La Sainte face”, 1933), в которой он стремится передать лицо, абсолютно лишенное плотности: вместо драматизма, характерного для раннего Р., здесь лишь боль, наполненная бесконечной печалью. Страшные страдания Христа оказываются как бы просветлены верой Р. Тогда же появляются гармонические “Старый король” (“Le vieux roi”, 1937), “Страсть” (“Passion” 1939), серия картин “Пьеро” (“Pierrots”, 1937-1938). Р. обращается не только к привычному для себя жанру портрета, но начинает писать натюрморты, увеличивается количество пейзажей, которые он называет “легендарные”, “библейские” или даже “христианские”, что свидетельствует о его любовании красотой универсума, с которым он, кажется, окончательно примиряется. Возникшие снова на его картинах клоуны и проститутки обретают некий поэтический ореол, их образы идеализированы и выписаны в теплых умиротворяющих тонах. Жизнь Р. была почти на восемь лет (1939-1947) омрачена судебным процессом с наследниками его мецената Амбруаза Воллара - выиграв процесс, Р. сжигает 315 своих неоконченных произведений. Но одновременно с этим он создает картины, преисполненные мира и света - “Вероника” (“Véronique”, 1945), “Вечерняя звезда” (“Stella Vespertina”, 1946).
   Последний период творчества Р. (1948-1958) характеризуется обретением радости бытия, выраженной в музыке красок - почти буйных сочетаний синих, желтых, оранжевых и красных тонов (“Христианский ноктюрн”, “Nocturne chrétien”, 1952). Палитра Р. этого периода во многом напоминает экспрессионистическую, но она призвана выразить собой совершенно иной, сугубо религиозный смысл.
   Имея в виду первый и отчасти последний периоды творчества Р., его соотечественник искусствовед Бернар Дориваль обобщал значение творчества Р. через призму экспрессионизма: “он был не только единственным или почти единственным из французов своего времени, кто был близок экспрессионизму, но он был единственным художником своего времени, который придал священное измерение этому экспрессионизму, что бы он ни рисовал, - экспрессионизму, который у других художников был просто человеческим, и даже, как сказал бы Ницше, “слишком человеческим”.
   Соч. (книги и каталоги крупнейших выставок): Souvenirs intimes. Paris, Frappiere, 1926; Cirque de l'Etoile Filante. Paris; Verve, 1943; Divertissements. Paris, Verve, 1943; Soliloques. Neuchâtel, Ides et Calendes, 1944; Stella vesperina. Paris: René Drouin, 1947; “Miserere”, 58 piaches gravées par l'artiste. Paris, Edition de l'étoile fiante, 1948; A propos de l'art fantastique et de quelques expositions (pauvre Van Gogh). Bruxelles: Editions des Arts plastiques, 1953; Correspondance Rouault-Suarès. Paris: Gallimard, 1960, 1991; Sur l'art et sur la vie. Paris: Denoël et Gonthier, 1971; Katalog, München, 1974; Katalog. Josef-Haubrich-Kunsthalle, Köln, 1983; Rouault: première période, 1903-1920. Paris: Centre Georges Pompidou, 1992; Mostra, Museo d'arte moderna, villa Malpensata, Città di Lugano, a curadi Rudy Chappini. Milano; Skira, 1997.
   Лит.: Maritain Jacques. Georges Rouault. New York, 1953; Courthion P. Rouault. Leben und Werk. Köln, 1962; Marchiori G. Georges Rouault. Stuttgart; Berlin; Köln; Mainz, 1966; Suarès A. La Passion du Christ. Paris: Bénézit, 1976; Hergott, Pierre. Rouault. Paris: Albin Michel, 1991; Dorival, Bernanrd. Rouault. Paris: Flammarion, 1992; Chapon F. Le livre des livres de Rouault. Paris: Trinckvel, 1992; Сарабьянов Д.В. Жорж Pyo // Художники XX века (по страницам журнала “Творчество”). М., 1974; Костеневич А.Г. Живопись Жоржа Руо // Искусство Франции XV-XX веков. Л., 1975.
   Е.Галъцова

Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. . 2008.

Смотреть что такое "Руо, Жорж" в других словарях:

  • Руо Жорж — (Rouault) (1871 1958), французский живописец и график. В драматически выразительных религиозных и символических композициях (серии «Страсти Христовы», «Судьи») использовал энергичный мазок, напряжённый контраст ярких цветовых пятен. * * * РУО… …   Энциклопедический словарь

  • Руо Жорж —         (Rouault) (1871 1958), французский живописец и график. Один из основателей фовизма, был близок к экспрессионизму. Учился в Париже в Школе декоративных искусств (1885 89) живописи по стеклу и в Школе изящных искусств (с 1890) у Э. Делоне и …   Художественная энциклопедия

  • Руо, Жорж — Жорж Руо Имя при рождении: Georges Henri Rouault Дата рождения: 27 мая 1871(1871 05 27) Место рождения: Париж …   Википедия

  • Руо Жорж — Жорж Руо Имя при рождении: Georges Henri Rouault Дата рождения: 27 мая 1871 Место рождения: Париж Дата смерти: 13 февраля 1958 Место смерти: Пари …   Википедия

  • Руо Жорж — Руо (Rouault) Жорж (27.5.1871, Париж, ‒ 13.2.1958, там же), французский живописец и график. Учился в Париже в Школе декоративных искусств (1885‒89) живописи по стеклу и в Школе изящных искусств (с 1890) у Э. Делоне и Г. Моро. Испытал влияние О.… …   Большая советская энциклопедия

  • РУО Жорж — (Rouault, George) (1871 1958), французский живописец и график, постимпрессионист. Родился в Париже 27 мая 1871. В юности учился у мастера витражной живописи; тогда впервые проявились его необычные художественные способности. Учился в Школе… …   Энциклопедия Кольера

  • Руо, Жорж — Ж. Руо. Старый король . 1916 1937 гг. РУО (Rouault) Жорж (1871 1958), французский живописец и график. Представитель фовизма. Автор гротескно драматических, контрастных по цвету произведений на религиозную и социальные темы (серии “Судьи”,… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Руо — Руо, Жорж Жорж Руо Имя при рождении: Georges Henri Rouault Дата рождения: 27 мая 1871(1871 05 27) Место рождения: Париж …   Википедия

  • Жорж Руо — Имя при рождении: Georges Henri Rouault Дата рождения: 27 мая 1871 Место рождения: Париж Дата смерти: 13 февраля 1958 Место смерти: Пари …   Википедия

  • Руо — Жорж (Rouault, Georges) 1871, Париж 1958, Париж. Французский художник. В юности обучался ремеслу в витражной мастерской, занимался реставрацией старинных витражей (1885 1890). В 1891 1895 учился в Школе изящных искусств в Париже сначала у Э.… …   Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия