Сецессия и экспрессионизм


Сецессия и экспрессионизм
   Термин “сецессия”, в отличие от более локального понятия “сецессион” (венский сецессион - прикладное искусство Австрии в конце XIX в.), широко используется для обозначения ряда типологически сходных явлений в литературе и искусстве Европы на рубеже веков. Сецессионный стиль-общий признак (при всех национальных различиях) таких распространенных литературных и художественных течений, каковы в Германии были “Югендштиль” (“Jugendstil”), во Франции, Бельгии - “ар нуво” (“art nouveau”) или “ар модерн” (“art modem”), в Англии - “модерн (либерти) стайл” (“modern (liberty) style”), в Италии - “стиль либеро” (“stil libero”), в Испании - “модернизм” (“modernismo”), в России - “стиль модерн” или, чаще в пренебрежительном употреблении, применительно к эпигонскому и псевдонародному подражательству, “стиль рюсс”.
   Искусство сецессии - прикладное, живописное, архитектурное, поэтическое, театральное, музыкальное - относилось к сравнительно мирному времени (1890-е - начало XX в.) и отвечало жизнеощущению и вкусам преимущественно состоятельной части общества. Экспрессионистское искусство-литература, живопись, графика, скульптура, театр, музыка, кино - детище нарастающего до и во время I мировой войны общественного кризиса - обращено к страдающим от социального, государственного милитаристского произвола, начиная с образованных слоев общества и до самых бесправных, солидарность с которыми оно зачастую открыто прокламировало. Наиболее полно экспрессионистское искусство развилось там, где сильнее всего заявили о себе социальные и военные потрясения, сгустилась кризисная атмосфера: в Германии и в Австро-Венгрии, повлияв также на литературу и искусство многих других стран, в том числе и России.
   Сказанное не исключает известной преемственной связи между сецессией и экспрессионизмом. И сецессия, и экспрессионизм порывали с существующими эстетическими нормами, хотя художники сецессии отвергали традиционализм и академизм за недостаточное внимание к чувственной красоте, отсутствие игровой легкости, а экспрессионисты - за отсутствие или недостаточно выразительную силу возмущения и протеста. И те, и другие, в отличие от классического реализма XIX в., от натурализма и в противоположность им первостепенное значение придавали субъективному началу в искусстве. Но если в сецессии субъективность предполагала, прежде всего, самоуглубление, эстетическое наслаждение, то в экспрессионизме она приобретала и этически, а со временем даже политически объективируемую направленность.
   Как искусству сецессии, так и экспрессионизму было присуще ощущение темной силы стихийных инстинктов, выходящих из-под власти гуманного, разумного начала, предчувствие неоднозначности зреющих перемен. Но сецессия побуждала предпочесть сомнительному будущему более стабильное настоящее вплоть до эстетизированного жизнеприятия, будь то эротика Г.Климта, модные интерьеры Г.Макарта, графическая витиеватость О.Бердсли, орнаментально-декоративная изысканность русских “мирискусников” (Л.Бакста, А.Бенуа и др.). Черты сецессии хорошо видны в архитектурном облике Вены, в некоторых петербургских и московских зданиях (например, Ф.Шехтеля). Прихотливые архитектурные формы вводил в Венгрии Э.Лехнер. Сецессионные мотивы проступали в некоторых стихах Р.М.Рильке, С.Георге, Э.Штадлера*; в Венгрии - у М.Цобель, Д.Костолани*, Э.Ади. Экспрессионизм, нагнетая ощущение катастрофичности, невыносимости настоящего (стихи Г.Тракля*, Г.Гейма* и др.), требовал во имя гармоничного будущего совершенствования человека и человечества. Правда, этот пафос высокого служения в экспрессионизме (например, у Ф.Верфеля*), сознательной созидательной воли (в лирике Л.Кашшака*) обычно абстрактен, либо же - в практически действенном выражении - нередко (как в стихах А.Комьята* или Й.Р.Бехера*) сводился к социально-политической агитационности.
   Сообразно с этим голос чувства сочетался в экспрессионизме с голосом разума, а то и подчинялся ему, как и настроение - интеллектуальному понуждению. Сецессионную орнаментальность, стилизацию, непрерывную волнистую линию сменяли графическая оголенность, зигзаг, эксцентричные жест и поза, гримаса. Это относится не только к изобразительным и пластическим художественным средствам, но и к литературным, особенно поэтическим. Образно-стилевым арсеналом сецессии служили отдаленная история, религия, культурно-мифологическая и фольклорно-литературная экзотика, условный пейзаж. Для экспрессионизма на первый план выходят, прежде всего, быт (преимущественно городской) и общественно-политическая повседневность. Библия, природа* и такие вечные темы, как любовь*, смерть* тоже часто насыщаются социально-этической злободневностью. Культурно-историческая, сказочная аллегоричность, символичная стилизованность, как и услаждающе плавное, элегичное течение речи, отметаются будоражащим контрастом, вызывающим синтаксическим перебоем, саркастичной или дифирамбической гиперболизацией. На смену прихотливой образной и лексической вязи приходят напористое просторечие, трагически напряженная либо патетическая интонация. Эпитеты уступают место глаголам и междометиям, прочувствованные живописные сближения - рационалистически-ассоциативным метафорам. Мерному рифмованному стиху предпочитается стих свободный, а мелодичности - ораторская приподнятость.
   Экспрессионизм нарушал привычную симметричность и пропорциональность, повышая тем самым словесную, живописную и скульптурную выразительность, переводя ее из пассивно-созерцательного регистра в активно-действенный. Вслед за сецессией, но форсированней, наступательней, он про-лагал пути современному искусству.
   Лит.: Martini F. Das Wagnis der Sprache. Interpretation deutscher Prosa von Nietzsche bis Benn. Stuttgart, 1954; SelingH. Jugendstil. Der Weg ins XX. Jahrhundert. Heidelberg; München, 1959; Heselhaus C. Deutsche Lyrik der Moderne von Nietzsche bis Ivan Göll. Düsseldorf, 1961; Soergel A., Hohoff C. Dichtung und Dichter der Zeit. Vom Naturalismus bis zur Gegenwart. Bd. II. Düsseldorf, 1963; Simon H.-U. Sezessionismus. Kunstgewerbe in literarischer und bildender Kunst. Stuttgart, 1976; Fliedl G. Gustav Klimt. 1862-1918. Köln, 1997; Guerrand R.H. L'art Nouveau en Europe, precede de “Le Modem Style d'où je suis” par Aragon. Paris, 1965; Cremona J. Il tempo del' Art Nouveau. Firenze, 1964; Wallis M. Secesja. Warszawa, 1967; “Helicón”. Keleteurópai irodalmak a századfordulón. Budapest, 1969, .sz.; Mítosz és utopia. Irodalom és eszmetorténeti tanulmányok. Budapest, 1995; Белая Г., Павлова H. О позиции писателя в современном критическом реализме // Критический реализм XX в. и модернизм. М., 1967; Стернин Г. Художественная жизнь России на рубеже ХIХ-ХХ веков. М., 1970; Рос-сиянов О. Сецессия и Дюла Круди // Вопросы литературы, 1996, январь-февраль.
   О. Россиянов

Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. . 2008.

Смотреть что такое "Сецессия и экспрессионизм" в других словарях:

  • Словацкий экспрессионизм —    получил развитие в 1920 1930 е, в связи с приходом в искусство поколения, прошедшего через фронты I мировой войны. Свойственные этому поколению трагизм мировосприятия, поиски новых общественных и моральных критериев, скепсис и склонность к… …   Энциклопедический словарь экспрессионизма

  • Модерн — У этого термина существуют и другие значения, см. Модерн (значения). Не следует путать с модернизмом …   Википедия

  • Модерн (стиль) — Это статья о стиле в искусстве. Об историческом периоде см. статью Эпоха модерна. Модерн (от фр. moderne современный) или Ар нуво (фр. art nouveau, букв. «новое искусство») художественное направление в искусстве, больше популярное во второй… …   Википедия

  • Югендстиль — Это статья о стиле в искусстве. Об историческом периоде см. статью Эпоха модерна. Модерн (от фр. moderne современный) или Ар нуво (фр. art nouveau, букв. «новое искусство») художественное направление в искусстве, больше популярное во второй… …   Википедия

  • Югендштиль — Это статья о стиле в искусстве. Об историческом периоде см. статью Эпоха модерна. Модерн (от фр. moderne современный) или Ар нуво (фр. art nouveau, букв. «новое искусство») художественное направление в искусстве, больше популярное во второй… …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.