- Берг, Альбан
- (Berg, Alban)(09.02.1885, Вена - 24.12.1935, Вена)австрийский композитор. Классик музыки XX в., виднейший представитель музыкального экспрессионизма. Родился в семье книготорговца и любителя искусства. Учился у А.Шёнберга*, вошел в “новую венскую школу”. На раннем этапе творческой эволюции испытал влияние Й.Брамса, Х.Вольфа, Р.Вагнера, Р.Штрауса, Г.Малера. Связь с поздним романтическим стилем опосредованно сохранялась на протяжении всей его жизни. Но эта традиция была коренным образом трансформирована под воздействием экспрессионистского видения мира, нашедшего адекватное выражение в новых техниках композиторского письма (“свободной атональности”, позже додекафонии).В вокальных и инструментальных сочинениях Б. предстает как художник трагического миросозерцания, воплотивший предчувствия исторических катаклизмов своего времени; его музыкальным концепциям свойственно ощущение абсурдности бытия, хрупкости и тленности земного существования человека, несовершенного и достойного сострадания. Он тяготеет к передаче тончайших, изысканных душевных движений, достигая возвышенной красоты и просветленности, и в то же время приоткрывает потаенные, темные стороны человеческой психики: одержимость навязчивыми идеями, маниакальное возбуждение, безумие, смертную агонию. В краткие моменты крайнего эмоционального перенапряжения музыка Б. сближается с эстетикой натурализма. Для большинства сочинений Б. характерны сложные зашифрованные автобиографические ассоциации, буквенная, числовая, графическая символика. Этот эзотерический слой содержания сочетается с непосредственной экспрессией и с яркой образностью, которая приобретает особую объемность в опоре на семантику традиционных жанров, таких как траурное шествие, венская вальсовость, фрагментарное использование цитат из Вагнера, Баха, национального фольклора и т.д.Особую известность Б. принесли оперы “социального сострадания” - “Воццек”* (1925, по Г.Бюхнеру) и “Лулу” (1937, по Ф.Ведекинду*, неокончена, завершена Ф.Церхой). В “Лулу” шекспировская сентенция “мир - это театр” предстает в гротескном искажении: мир - это трагический балаган (цирк, зверинец). Разрушенные иллюзии и надежды героев драмы находят разрешение в нескончаемой череде смертей. Стремительный “danse macabre” разворачивается словно в кошмарном сне, фантасмагории которого могут напомнить порой о поэтике сюрреализма.Соч.: оперы: “Воццек” (1925, Берлин); “Лулу” (1937, Цюрих, новая редакция - 1979, Париж); песни для голоса с фортепьяно. Пять песен на слова к памятным открыткам П.Альтенберга (1912); концертная ария “Вино” (стихи Ш.Бодлера в переводе С.Георге, 1929); фортепьянная соната (1909); струнный квартет (1910); Четыре пьесы для кларнета и фортепьяно (1913); Три пьесы для оркестра (1915); Камерный концерт (1925); Лирическая сюита для струнного квартета (1926); Скрипичный концерт (“Памяти ангела”, 1935).Лит.: Redlich H.F. A.Berg. Wien; Zürich; London, 1957; Тараканов M. Берг// Музыка XX в. Ч. 2. Кн. 4. М., 1984; Холопова В. О композиционных принципах скрипичного концерта А.Берга// Музыка и современность. Вып. 6. М., 1969.Е. Тараканова
Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. Гл. ред. П.М.Топер.. 2008.