“Стихи Живущих”

“Стихи Живущих”
(“Verse der Lebenden. Deutsche Lyrik seit 1910”, 1924)
   антология поэзии с широким охватом раннего и позднего экспрессионизма. Задумана и составлена поэтом, критиком, издателем журнала “Фойеррайтер” (“Feuerreiter”, “Огненный всадник”) Х.Э.Якобом как доказательство смены художественной парадигмы в немецкой поэзии на рубеже веков. Наряду с широко известными поэтами-экспрессионистами, такими как Й.Р.Бехер*, Г.Бенн*, Э.Бласс*, П.Больдт*, М.Брод*, Ф.Верфель*, А.Вольфенштейн*, А.Т.Вегнер, Г.Гейм*, И.Голль*, Клабунд*, В.Клемм*, Р.Леонгард*, О.Лёрке*, Р.Шикеле*, Э.Штадлер*, Г.Тракль*, В.Газенклевер*, П.Цех* в антологию включены менее известные экспрессионисты и их окружение: Ф.В.Бишофф, Г.Бриттинг, К.Вессе, Э.Вайс*, Х.Казак*, П.Людвиг, П.Майер, А.Нойман, Э.А.Рейнгардт, Р.Фукс, А.Шнак, О.Цофф, К.Цукмайер. Х.Э.Якоб продолжил традицию антологий “Мистраль”* и “Аркадия”*, в которых экспрессионистская поэзия была представлена на фоне параллельно развивающихся тенденций, но, в отличие от них, “Стихи живущих”, задуманная как итоговая антология, в большей степени продемонстрировала многоплановость и неоднородность самого течения: “Обратить взор на лирику с 1910 года означает обратить его на хаос” (Х.Э.Якоб). Причина хаоса, по мнению Х.Э.Якоба, заключается в том, что хронологически короткий период экспрессионизма разделился на четыре “эпохи”: довоенную (1910-1913); военную первых лет (1914- 1915); предреволюционную (1916-1918) и время революционных событий в Германии (1919-1923). Все четыре эпохи “безнадежно и неразрывно переплелись в поэзии экспрессионизма, и поэтическому зародышу этого времени явно не хватило инкубационного периода [...]. У живущих сейчас поэтов нет ни единства впечатлений и переживаний, ни единства стилистического”. Но все же их объединяет нечто общее - резкое противопоставление периоду, который закончился 1910-м годом.
   Разнообразно представлен весь спектр типичной экспрессионистской тематики: жизнь большого города, война, конфликт отцов и детей*, изначальная доброта человека и его родство с миром, любовь*, чувственный экстаз, религия, странствие, дом, природа*, отчуждение личности. Х.Э.Якоб дает неожиданные характеристики признанным поэтам, иллюстрируя их текстами. Например, заслугу М.Брода он видит в том, что он инициировал смену эстетического канона и, следуя Ницше, доказывал право на “красоту безобразного”. “Неочевидность ценностей” была предметом поэзии Бласса, Больдта, Вольфенштейна. Лицо поэзии военного времени определил Й.Р.Бехер, “открывший подлинную грамматику войны с ее синтаксисом катастрофы и логикой взрыва”. Но “первым серьезным бойцом со времен Ницше” Якоб считает Ф.Верфеля, этого “всеохватывающего и глубочайшего поэта”.
   Выбором текстов для антологии Якоб стремился подчеркнуть, что лирика экспрессионизма не исчерпывается ставшими хрестоматийными стихотворениями: новаторство поэзии не обязательно должно проявляться в мотивах и метафорах, свойственных кризисному сознанию “конца света”, или в “мессианских” патетических призывах к обновлению человека и единению человечества.
   Антология дважды переиздавалась в переработанном и дополненном виде - в 1927 (добавлено несколько имен - X.Казак, Р.Леонгард, К.Цукмайер и др., но исключен К.Хиллер*) и в 1932 (добавлено восемь австрийских поэтов - Р.Биллингер, Ф.Браун, А.Эренштейн, Ф.Шрайфогль, В.Витнер, Г.Цернатто, Й.Линднер, а также М.Герман-Нейссе* и уроженка Праги Г.Фишер). Антология “Стихи живущих” завершает процесс осмысления экспрессионизма перед приходом к власти в Германии нацизма; после нее вышла только антология поэзии круга журнала “Штурм”* (1932), выдержанная в русле доктрины Х.Вальдена* о “новом словесном искусстве” и представлявшая только одну из поэтических реализаций экспрессионизма.
   Лит.: Verse der Lebenden. Deutsche Lyrik seit 1910/Hg. H.E.Jacob. Berlin, 1924,1927, 1932.
   Н.Пестова

Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. . 2008.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "“Стихи Живущих”" в других словарях:

  • Любовь —    один из самых сложных проблемных узлов экспрессионизма. В отличие от “жизни”, “движения” “порыва”*, и других мотивов позитивного свойства, которые, несмотря на всю многогранность, все же более или менее структурированы, сфера любовного… …   Энциклопедический словарь экспрессионизма

  • Verse der Lebenden. Deutsche Lyrik seit 1910 —    см. Стихи Живущих …   Энциклопедический словарь экспрессионизма

  • Тропические леса и их Фауна —         Блистает лес красой богатой. Как некий новый, дивный мир.         До сих пор мы бродили по пустыне и ознакомились со степью; бросим теперь взгляд на леса внутренней Африки, которые можно назвать девственными лесами. Многие из них не… …   Жизнь животных

  • Шатуновский, Марк Алексеевич — Марк Шатуновский Дата рождения: 6 марта 1954(1954 03 06) (58 лет) Место рождения: Баку, АзССР Гражданство …   Википедия

  • Итальянская литература — ИТАЛЬЯНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА. Начало И. л. относится к первой трети XIII в., когда итальянский яз., обособившийся от латинского уже в конце X в., настолько самоопределился, что стала возможна его лит ая обработка. Уже в XII в. И. яз. начинает… …   Литературная энциклопедия

  • Культура Азербайджана — Азербайджанский народный танец под музыку народных инструментов во время фестиваля «Евровидение 2012» в Баку …   Википедия

  • Библиография Б. А. Чичибабина — Основная статья: Чичибабин, Борис Алексеевич Содержание 1 Избранная библиография 2 Публикации стихотворений …   Википедия

  • БИБЛИЯ. IV. ПЕРЕВОДЫ — Переводы Б. На древние языки Арамейские таргумы Арамейский таргум иудейский перевод Б. (ВЗ) на арамейский язык. Существительное « » в постбиблейском евр. и арам. означает «перевод», глагол « » (арам. ) «переводить, объяснять» (единственный раз в… …   Православная энциклопедия

  • БРАК — общественный, и в частности правовой, институт, заключающийся в продолжительном союзе лиц муж. и жен. пола, составляющем основу семьи. История человечества знает разные формы Б.: моногамный (Б. одного мужа и одной жены), полигамный (многоженство) …   Православная энциклопедия

  • Украинская литература — Устная народная поэзия. Библиография. У. л. до конца XVIII в. Библиография. У. л. первой половины XIX ст. У. л. 60 90 х гг. У. л. конца XIX и начала XX ст. Библиография. Укр. советская литература. Устная народная поэзия. &nbs …   Литературная энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»