- Стриндберг, Юхан Август
- (Strindberg, Johan August)(22.01.1849, Стокгольм - 14.05.1912, Стокгольм)шведский писатель - драматург, прозаик, поэт, публицист. Сын комиссионера-торговца дворянского происхождения и служанки. С 1867, с перерывами, изучал литературу и философию в Упсальском университете, но не закончил его. Был школьным учителем, актером, журналистом, библиотекарем в Королевской библиотеке в Стокгольме, занимался историей и театром, живописью и фотографией, медициной и химией, психологией и оккультизмом. Первые литературные (драматургические) опыты С. относятся к 1869, его пьесы печатались и ставились на сцене с 1870. Необычайно многообразное в жанровом, тематическом и стилевом отношении творчество С. претерпело сложную эволюцию. На протяжении почти четырех десятилетий писатель испытал воздействие едва ли не всех течений и веяний современной ему европейской художественной культуры - натурализма, импрессионизма, символизма, неоромантизма, - нередко при этом опережая свое время и предвосхищая художественные явления XX в. от экспрессионизма до абсурдизма. Ранние произведения С, созданные до середины 1880-х (историческая драма “Местер Улоф”, “Mäster Olof”, 1872; роман “Красная комната”, “Roda rummet”, 1879), способствовали приобщению шведской литературы к европейской реалистической традиции. В 1880-е С. создал свои наиболее зрелые и значительные прозаические произведения, в том числе сборник исторических повестей и рассказов “Шведские судьбы и приключения” (“Svenska öden och äventyr”, 1882-1883), сборник острополемических новелл “Браки” (“Giftas”, 1884-1885), автобиографический цикл “Сын служанки” (“Tjänstekvinnans son”, 1886-1888) и примыкающий к нему психологический роман “Слово безумца в свою защиту” (“Le plaidoyer d'un fou”, 1887), роман “Жители острова Хемсё” (“Hemsöborna”, 1887), а также культурно-исторические и публицистические работы. Драмы конца 1880-х - начала 1890-х (“Отец”, “Fadren”, 1887; “Фрекен Жюли”, “Fröken Julie”, которой предпослано программное предисловие о натуралистической драме, 1888; одноактные пьесы) явились, наряду с пьесами Г.Гауптмана, крупнейшим вкладом в драматургию и театр европейского натурализма. Но уже в них появляются отдельные элементы, выходящие за рамки натуралистической поэтики и предвещающие будущую “визионерскую” драматургию С: внимание к сфере подсознания, “блуждающий”, непоследовательный диалог, ассоциативные связи взамен логических, “говорящие”, суггестивные детали и т.п.Пережитый С. в середине 1890-х глубокий психический, духовный и творческий кризис - так называемый “кризис инферно”, запечатленный в исповедальном автобиографическом романе “Inferno” (“Ад”, 1897),- привел к коренному мировоззренческому перелому, отказу от материализма и атеизма, религиозному обращению; задачей писателя стало постижение скрытого за материальной оболочкой мира “сверхреальной” истины бытия и сокровенной сущности человеческого “я”. В наиболее выразительной и завершенной форме эти поиски воплотились в драматических произведениях, созданных в конце 1890-х и в 1900-е. Для воссоздания новой, “визионерской” реальности С. отказался от традиционных драматургических и театральных канонов. Отчасти сближаясь с символистским театром, он пошел значительно дальше по пути резкого усиления субъективного элемента, изображения сферы бессознательного, “души” вместо традиционно понимаемого “характера”. Это обусловило радикальный пересмотр структуры драматического произведения - композиции, диалога, сценографии. В драматической трилогии “На пути в Дамаск” (“Till Damaskus”, 1898-1904) объектом изображения становится внутренний мир и душевная эволюция героя, наделенного автобиографическими чертами, и его нравственно-религиозное перерождение. Герой полностью доминирует в произведении, заполняя все драматургическое пространство. Другие персонажи в большинстве своем предстают объективированными проекциями (“излучениями”) его сознания и подсознания, символами его комплексов вины и страха. Драма приобрела ярко выраженный лирический характер. Конфликт, перенесенный в сознание героя, оборачивается поединком с самим собой, герой выявляет свои отношения с миром и “Невидимым” (Богом). Действие драмы образует круговой путь героя, обозначаемый рядом остановок (“станций”), что символизирует этапы его душевной эволюции. Последовательное движение сюжета заменяется внешне разрозненными, фрагментарными эпизодами.В драме “Игра снов” (“Ett drömspel”, 1901) С. отбросил все формальные преграды на пути к главной художественной задаче - раскрытию двойственности бытия, проникновению за его материальную оболочку в метафизическую сущность. “Сверхреальность” предстает мистически окрашенной “игрой снов”, где “все возможно и вероятно [...] Времени и пространства не существует [...], смесь воспоминаний, переживаний, свободной фантазии, вздора и импровизаций” (предуведомление к драме). Атмосфера полуреальности создается посредством “дематериализации” сценического пространства, в котором реальное и сверхъестественное, прошлое, настоящее и будущее сосуществуют рядом, действительность, сон и поэзия сливаются. Персонажи утрачивают свою идентичность - “расщепляются, раздваиваются, испаряются, уплотняются, растекаются, собираются воедино” (там же). В “Игре снов” С. развил дальше принципы свободной, фрагментарной композиции, прибег к “превращениям” декораций и статистов при поднятом занавесе. Многозначная символика подчеркивает основные мотивы драмы: мир как иллюзия, тягостный, мучительный сон, сплетение вины и страданий, в духе шопенгауэровского пессимизма; буддистская тяга к инобытию, смерти как избавлению и покою; настойчивый лейтмотив сострадания к людям: “Жалко людей”.Те же мотивы получили развитие в камерной “Сонате призраков” (“Spöksonaten”, 1907) - “сказочной или фантастической пьесе”, но “разыгрываемой в современной действительности”. Обнажение неприглядной изнанки жизни респектабельного столичного дома достигается гиперболизированным изображением его обитателей как гротескных призраков. Разоблачение поднимается над бытовым и социальным на экзистенциальный уровень. Человеческое бытие оборачивается иллюзией и фальшью. Изображение приобретает очертания некоей высшей действительности, где вещи предстают в своем истинном свете.Эти пьесы С. стали началом драматургии нового типа. По сравнению с традиционной “драмой иллюзии” она структурируется иными драматургическими элементами: “дематериализацией” сценического пространства, фрагментарной, часто круговой (“зеркальной”) композицией, “неправильным”, алогичным диалогом, утрачивающим коммуникативную функцию, и обусловленным всем этим особым сценическим ритмом и напряжением. Сохраняя связь с символистским театром, стриндберговские драмы предвосхищают наиболее существенные черты будущей экспрессионистской драматургии. Пьеса “На пути в Дамаск” послужила образцом для разработки таких важнейших форм экспрессионистской драмы, как “драма пути”* и “я-драма”*. Впервые экспрессионистские потенции поздних драм С. удалось воплотить на сцене немецкому режиссеру М.Рейнхардту накануне и в годы I мировой войны (1913-1916). Отталкиваясь от “Игры снов”, И.Голль* в статье “Сверхдрама” (“Überdrama”, 1920) обосновал свое понимание категории “сверхреальности” и, ссылаясь на “Сонату призраков”, призывал изображать людей и предметы “во всей их наготе и - для достижения большего эффекта - всегда гиперболизированно”.Творчество С. 1900-х, художественно необычайно многообразное, включает и произведения относительно традиционные, в том числе социальные и психологические романы (“Одинокий”, “Ensam”, 1903; “Черные знамена”, “Svarta fanor”, 1905), пьесы на современные, исторические сюжеты (“Густав Baca”, “Gustav Vasa”, 1899; “Кристина”, “Kristina”, 1904, и др.), сказочные пьесы. Но и в драмах внешне “натуралистических” (“Пляска смерти”, “Dödsdansen”, 1900; “Пеликан”, “Pelikanen”, 1907 и др.) и отчасти в исторических (“Эрик XIV”, “Erik XIV”, 1899; “Карл XII”, “Carl XII”, 1901) отдельные “суггестивные” детали создают атмосферу острого психологического напряжения, тревоги, страха, придавая целому экспрессионистские обертоны.Соч.: Samlade skrifter. D. 1-55. Stockholm, 1912-1920; Samlade verk. D. 1-55. Stockholm, 1981-; Полное собрание сочинений. T. 1-12. M., 1908-1911; Полное собрание сочинений. T. 1-15. M., 1908- 1912; Слово безумца в свою защиту; Одинокий: Романы; Пьесы. М., 1997; Пьесы. М., 2002; Жестокий театр. М., 2005.Лит.: Lamm M. Strindbergs dramer. D. 1-2. Stockholm, 1924-1926; Dahlström С. Strindberg's Dramatic Expressionism. Ann Arbor, 1930; Berendsohn W.A. August Strindberg. Ein geborener Dramatiker. München, 1956; Müssener H. August Strindberg. “Ein Traumspiel”: Struktur- und Stilstudien. Meisenheim a. Glan, 1965; Pilick E. Strindbergs Kammerspiele. Köln, 1969; Kvam K. Max Reinhardt og Strindbergs visionaere dramatik. Kobenhavn, 1974; Ollén G. Strindbergs dramatik. Stockholm, 1982; Tornqvist E. Strindbergian Drama. Stockholm, 1982; Brandell G. August Strindbergett författarliv. D. 1-4. Stockholm, 1983-1989; Szewczyk G Strindberg jako prekursor expresjonizmu w dramacie. Katowice, 1984; Evelein J.F. August Strindberg und das expressionistische Stationendrama. Eine Formstudie. New York, etc., 1996. Адмони В. Стриндберг// История западноевропейского театра. T. 5. M., 1970; Мартынова О. Август Стриндберг и драма немецкого экспрессионизма (Дисс). М., 1995; Мацевич А. Август Стриндберг. Жизнь и творчество ( 1849-1912). М., 2003.А. Мацевич
Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. Гл. ред. П.М.Топер.. 2008.