Струг, Анджей

Струг, Анджей
(Strug, Andrzej)
(псевдоним; настоящее имя Тадеуш Галэцкий, Tadeusz Gatecki)
(28.11.1871, Люблин - 09.12. 1937, Варшава)
   польский прозаик, публицист. Сын обедневшего шляхтича, ставшего лавочником. Окончил русскую гимназию в Люблине, учился в сельскохозяйственно-лесном институте в Пулавах. В 1895 арестован за участие в нелегальной патриотической агитации, провел семнадцать месяцев в тюрьме. В 1897-1900 - в ссылке в Архангельске; тогда же начал писать. В 1901, по возвращении в Польшу, вступил в Польскую социалистическую партию (ППС), занимался партийно-пропагандистской работой. В 1901-1904 изучал философию в Ягеллонском университете, выступал в печати как литературный критик. В статьях о Жеромском, Выспянском, Беренте, Оркане заявил о себе как противник резонерства, сторонник нетенденциозной художественности; этим принципам, при всей своей идейной определенности, следовал и в собственном творчестве.
   В 1905-1907 С. - в числе ведущих деятелей левого крыла ППС, организатор крестьянских стачек, редактор “Газеты людовой” (“Gazeta ludowa”, “Народная газета”); публиковал рассказы в краковских и виленских социалистических журналах. В 1907 арестован и выслан за границу. В 1907-1914 жил в Париже. В 1907 посвящен в масоны. В 1908 сблизился с националистической “революционной фракцией” ППС, вступил в боевую организацию “Стрелецкий Союз”. В трехтомном цикле рассказов “Люди подполья” (“Ludzie podziemni”, “Записки старика-сочувствующего”, “Ze wspomnieñ starego sympatyka”, “Суровая служба”, “W twardej shizbie”, 1908-1909), повестях “Завтра...” (“Jutro...”, 1908), “Портрет” (“Portret”, 1912) показана революция “изнутри”: героика борьбы и жертвенности, моральные драмы в среде радикалов, опасность доктринерского фанатизма и подмены целей. “Люди дела” выведены в ситуациях кризиса, срыва, изоляции: накануне провала, при расправе с провокаторами, в кольце облавы, в тюремной камере, на каторге, в ожидании казни. Трагизм поражения революции и необратимость исторического процесса аллегорически воплощены в повести “История одной бомбы” (“Dzieje jednego pocisku”, 1910): “адская машина” переходит из рук в руки, к людям все более корыстным и далеким от идеалов справедливости, и, в конце концов, исчезает, так и не взорвавшись. Сходная проблематика ретроспективно рассмотрена в книге исторических рассказов “Отцы наши” (“Ojcowie nasi”, 1911), где акцент сделан на социальных причинах неудачи национально-освободительных восстаний. Выходом из тематического круга тираноборчества стал гротескно-сатирический роман “Закопаноптикон” (“Zakopanoptikon”, 1913) о нравах младопольской богемы с ее болезненным эстетством и мещанским конформизмом.
   В 1914-1918 С. - офицер легионов Пилсудского, политический референт главного командования Польской военной организации (ПОВ), редактор бюллетеня “Жонд и войско” (“Rzad i wojsko”, “Правительство и армия”), эмиссар по связям с Антантой в Москве и Киеве. В 1918 - вице-министр пропаганды в первом (“люблинском”) правительстве независимой Польши. В 1920 - основатель Великой польской национальной ложи, в 1920-1929 - командор высшего совета польского масонства, в 1922-1925-великий магистр. В повести “Химера” (“Chimera”, 1918) С. сосредоточен на проблеме обретения национальной независимости и связанных с нею разочарований. В серии социально-политических хроник: “Награда за верную службу” (“Odznaka za wierna^ shizbç”, 1921), “Могила неизвестного солдата” (“Grób nieznanego zomierza”, 1922), “Поколение Марека Свиды” (“Pokolenie Marka Swidy”, 1923), направленной против иллюзий общественного солидаризма, на примере судеб молодых героев, бывших фронтовиков, раскрыта драма несбывшихся надежд.
   После “майского переворота” 1926 С. порвал с партией Пилсудского, вошел в руководство оппозиционной ППС. “Великий день” (“Wielki dzieñ”, 1926) - сатирико-фантастический роман о фашистском путче, увенчавшем закулисные интриги аферистов, сцепившихся в борьбе за власть. Тема разрушительной энергии и растлевающей магии богатства, поднятая еще в “романе из чужой жизни” “Деньги” (“Pieniadz”, 1914) и развитая в повести “Остров забвения” (“Wyspa zapomnienia”, 1921), подхвачена повестью “Карьера кассира Спеванкевича” (“Fortuna kasjera Spiewankiewicza”, 1928), где речь идет об искушении, которому поддался маленький человек, укравший, а затем вернувший в банк миллион. Сборник новелл “Ключ от бездны” (“Klucz od otchlani”, 1929) тематически знаменует переход С. к антимилитаристской эпопее.
   В романной трилогии “Желтый крест” (“Zóhy krzyz”: “Тайна Рейна”, “Tajemnica Rena”, “Боги Германии”, “Bogowie Niemiес”, “Последний фильм Эвы Эвард”, “Ostatni film Ewy Eward”, 1932-1933) философское повествование развернуто на основе динамичного детективно-приключенческого сюжета. Живописуя атмосферу апокалиптического ужаса, бессилия перед автоматизмом уничтожения, С. ставит вопрос о нравственной ответственности ученых в условиях технической цивилизации. Манипулируя массовой информацией, профессионалы раскручивают маховик войны, создают непреодолимую инерцию заведенного механизма гибели, выросшего, стараниями людей, в космическую силу. Описывая события I мировой войны во Франции и Германии, С. предостерегает перед новой грозящей катастрофой. В последних, неоконченных романах он вновь разрабатывает тему деградации идей и деструктивности буржуазного строя.
   В 1928-1930 С. - сенатор от ППС - остро критиковал санационный режим. Член ЦК МОПР, в 1933 он не принял звания члена Польской академии литературы. Его повесть “В Ненадыбах жизнь - что надо” (“W Nienadybach byczo jest”, 1934-1935) - гротескный памфлет на коррумпированную власть бывших социалистов. В 1935 С. возглавил Лигу защиты прав человека и гражданина. Его роман “Миллиарды” (“Miliardy”, 1937) - социальная фантазия, в которой враждебная человеку мощь капитала символически разрушена: океанский лайнер с финансовой элитой взорван “Немым” - террористом, воплотившим гнев обездоленных.
   С. - писатель радикального нравственного протеста. В его произведения вплетен обширный лирико-патетический комментарий, однако они насыщены деформирующей иронической стилизацией, их драматически-интенсивному повествованию присущ своеобразный онирический экспрессионизм. В агрессивных, причудливо взаимоперетекающих образах, в порывистом, многоголосом внутреннем монологе схвачены необычные, подчас патологические душевные состояния, психическое напряжение на грани безумия, запечатлены помрачения, галлюцинации и светлые грезы героев, обуянных исступленной жаждой иной жизни. Похороны С. - независимого демократа, пацифиста, интернационалиста, имевшего высочайший нравственный авторитет в польском обществе, вылились в патриотическую манифестацию.
   Соч.: Pisma. Т. 1-20. W., 1930-1931; W Nienadybach byczo jest. W., 1968; Zakopanoptikon. К., 1989; Деньги. M., 1923; Из воспоминаний старика сочувствующего. М., 1925; История одной бомбы. М., 1924; Люди подполья. М., 1924; Поколение Марка Свиды. М., 1926; Новеллы и повести. Л., 1971.
   Лит.: Leo A. A.Strug. W., 1911; Czermiñska H., KozliñskaZ. Bibliografía prac A.Struga i o A.Strugu. W., 1938; Bleszczyñski K. A.Struga postawa duchowa. W., 1938; Sandler S. A.Strug wsród ludzi podziemnych. W., 1959; RuszczycM. A.Strug. W., 1962; Wspomnienia о A.Strugu. W., 1965; Proza A.Struga / Red. T.Bujnicki. W., 1981; Pieczka B. Proza narracyjna A.Struga. Wroclaw, 1987; Michalski H. A.Strug. W., 1988; Kryñski S. Wizja rewolucji we wczesnej prozie A.Struga. Rzeszów, 1989.
   А. Базилевский

Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. . 2008.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?

Полезное


Смотреть что такое "Струг, Анджей" в других словарях:

  • Струг Анджей — Струг (Strug) Анджей [псевдоним; настоящее имя и фамилия Тадеуш Галецкий (Gatecki)](28.11.1871, Люблин, 9.12.1937, Варшава), польский писатель. Учился в с. х. институте в Пулавах, затем на философском факультете Ягеллонского университета в… …   Большая советская энциклопедия

  • СТРУГ Анджей — СТРУГ (Strug) Анджей (наст. имя Тадеуш Галецкий; Gałecki; 1871—1937), польский писатель. Сб. новелл «Люди подполья» (1908), «Из воспоминаний старика сочувствующего» (1909); ром. «История одной бомбы» (1910, п. 1924), «Деньги» (1921, п. 1923) …   Литературный энциклопедический словарь

  • Струг Анджей — (наст. имя и фам. Тадеуш Галецкий; 1871–1937) – польский писатель. Выходец из обедневшей шляхетской семьи. Учился в с. х. ин те. Для большинства произв. С. характерны проникнутый лиризмом стиль, стремление раскрыть необычные душевные состояния… …   Энциклопедический словарь псевдонимов

  • Струг — I (Strug)         Анджей [псевдоним; настоящее имя и фамилия Тадеуш Галецкий (Gatecki)](28.11.1871, Люблин, 9.12.1937, Варшава), польский писатель. Учился в с. х. институте в Пулавах, затем на философском факультете Ягеллонского университета в… …   Большая советская энциклопедия

  • Список польских писателей и поэтов — Алфавитный список польских писателей, поэтов, драматургов, эссеистов и критиков. А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ч Ш Щ Э Ю Я А Абгарович, Каетан (1856 1909) …   Википедия

  • Strug, Andrzej —    см. Струг, Анджей …   Энциклопедический словарь экспрессионизма

  • Сигналы (ежемесячник) — Первая страница журнала, февраль 1938 «Сигналы» (польск. Sygnały) польский независимый иллюс …   Википедия

  • Петр I — Пётр I Алексеевич Портрет Петра I. Поль Деларош (1838) …   Википедия

  • Петр I Алексеевич — Пётр I Алексеевич Портрет Петра I. Поль Деларош (1838) …   Википедия

  • Петр I Великий — Пётр I Алексеевич Портрет Петра I. Поль Деларош (1838) …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»