- “Судный День”
- (“Der Jüngste Tag”, 1913-1921)книжная серия, выходившая в свет в издательстве “Курт-Вольф-Ферлаг”* (“Kurt Wolff Verlag”, “KWV”). В отсутствии К.Вольфа с августа 1914 до сентября 1916 издательством руководил “гений книжной коммерции” Г.Г.Майер. В 86-ти номерах “Судного дня” К.Вольфу и его сотрудникам удалось представить наиболее полный обзор новой литературы. Серия стала форумом для всех значительных немецких авторов, причисляемых к экспрессионизму, хотя не исчерпывается ими. Ее издание свидетельствовало о формировании новой ситуации в издательском деле: замысел серийной публикации карманных книг начинающих немецких и зарубежных авторов неожиданно быстро поставил “С.д.” вне конкуренции, несмотря на существующие давние традиции серийных публикаций в “Реклам Универсал-Библиотек” (“Reclam Universal-Bibliothek”) и в издательстве “Инзель” (“Insel-Verlag”). “КВФ” перенял у них высокий уровень полиграфии и неповторимость в оформлении каждого номера. Широкая реклама, гибкая издательская и ценовая политика сделали серию с самого начала коммерчески успешной: низкая стандартная цена (до одной марки) при абонировании становилась еще более доступной. В отдельных случаях цена была выше обычной, однако дальновидный издатель шел на риск ради будущего; например, изящно изданная тиражом в 800 экземпляров первая книга Ф.Кафки* “Кочегар. Фрагмент” (“Der Heizer. Fragment”, 1913), стоившая 4,5 марки, к 1915 все еще не была распродана, а вскоре стала библиографической редкостью. В среднем верхняя граница тиража одного номера “С.д.” достигала десяти тысяч экземпляров (некоторые наиболее популярные номера переиздавались до 1923). Молодые авторы, которые в других издательствах часто довольствовались тиражом в несколько сотен экземпляров, получали от “КВФ” вместе с именем и солидную финансовую поддержку. До №35 (1916) индивидуальность каждого автора и номера подчеркивалась и полиграфически: использовались различные виды бумаги, шрифта, художественного оформления и переплета, позднее в связи с финансовыми затруднениями и инфляцией происходит внешняя унификация серии (кроме шрифта). До 1918 титульный лист неизменно украшает фирменный знак издательства, выполненный В.Тиманом, - виньетка с изображением римской волчицы с Ромулом и Ремом, под ними инициалы “KWV”, заключенные в круг (после 1918 знак иногда отсутствует).К.Вольф предоставил в “С.д.” свободу поэтическому высказыванию. По его словам, “серия не связана никакими объединениями, дружбами или враждой, не ограничена ни городом, ни страной. "Судный день" попытается [...] из мощи времени сегодняшнего собрать все необходимое, что сделает его существование вечным”. В ней печатались авторы из круга журналов разных ориентации: Бенн*, Бласс*, Брод*, Эренштейн*, Голль*, Хардекопф*, Юнг, Кноблаух, Кокошка*, Леонгард*, Лоц*, Фридлендер [Минона], Рубинер*, Шикеле*, Бехер*, Бляй, Больдт*, Эдшмид*, Флеш, Оттен, Пик*, Симсен, Штадлер*, Штернгейм*, Верфель*, Вольфенштейн*. Многие из них были авторами радикальных мюнхенских журналов “Революцион”* и “Ди нойе кунст” (“Die neue Kunst”, “Новое искусство”), печатались в очень избирательных “Аргонавтах”*, “Гиперионе”, “Бреннере”* и “Сатурне”. Ф.Верфель, которого Курт Вольф одним из первых пригласил работать в издательстве, привлек к “С.д.” пражцев: Кафку, Брода, Урцидиля, Ф.Яновица*, О.Баума*. “С.д.” представил чешскую литературу (Чапека и Бржезину), венцев Эренштейна, Фиртеля, Кокошку; в журнале “Бреннер” К.Вольф открыл Тракля*.Многие авторы “С.д.” печатались и в журнале “Ди вайсен блеттер”*. В соответствии с небольшим объемом каждого номера, проза и драма традиционно представлены в серии произведениями малой формы: рассказом, повестью, одним актом пьесы или диалогом, однако среди всех литературных жанров доминирует поэзия, которая преобладала в период раннего экспрессионизма. Библиографический каталог номеров “С.д.” отражает новаторство, широту литературных интересов, внутреннюю динамику и высокий уровень этого масштабного издания.Лит.: Dietz L. Kurt Wolffs Bücherei “Der Jüngste Tag”. Seine Geschichte und Bibliographie // Philobiblon. Eine Vierteljahrschrift für Buch- und Graphik-Sammler. Jg.VII. I. März 1963; Der Jüngste Tag: Die Bücherei der Epoche. In 2 Bd. / Hg. H.Schöffler. Frankfurt a. M., 1970.Н.Пестова
Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. Гл. ред. П.М.Топер.. 2008.