- Бехер, Иоганнес Роберт
- (Becher, Johannes Robert)(22.05.1891, Мюнхен - 11.10.1958, Берлин)немецкий поэт, прозаик, драматург, эссеист. Сын крупного баварского чиновника. Благополучное детство в произведениях юного, а потом зрелого поэта, было интерпретировано им сугубо негативно как проходившее в обстановке “двуличия и лживости буржуазного общества”. Ранние стихи Б. передают мысли юного героя о воображаемом отцеубийстве и тоску по жизни за пределами банальной повседневности - исток характерного для экспрессионизма конфликта поколений.Окончив гимназию в Мюнхене, Б. изучал в Берлинском, Мюнхенском и Йенском университетах филологию, философию, медицину. Вопреки требованию отца избрать чиновничью или военную карьеру, он решил, под влиянием Р.Демеля*, посвятить себя литературе. Начальные лирические опыты свидетельствуют о сильном воздействии на него творчества Г.Гейма*. Стихотворение “Друг” (“Der Freund”), включенное в двухтомник “Распад и торжество” (“Verfall und Triumph”, 1911-1914), еще свидетельствует о приверженности характерной для Гейма форме строго рифмованных четверостиший; сказывается и влияние романтических мотивов ранней лирики Г. Тракля* и Э. Штадлера*. И все же этот двухтомник скорее предвосхищает поздний неоклассицизм Б., нежели передает неистовство “бури и натиска” первоначального периода его творчества. Как и само название сборника, урбанистические мотивы отражают глубокую противоречивость раннего Бехера. Анархическое бунтарство сочетается с религиозной символикой, эсхатологическими мотивами, гротескно-аллегорическими образами большого города, где все зиждется на контрастах богатства и нищеты. Уже здесь ощущается холодный пафос бунтующего индивидуалиста, отвергающего “изживший себя” мир, равнодушный к человеку. Но из тьмы “распада” автору видится грядущее торжество нового светлого царства.Важную роль в творческом формировании Б. сыграло его сближение с молодыми экспрессионистами, близкими журналу “Акцион”* (первая публикация Б. в этом журнале - стихотворение “Жертвам мартовских боев”, “Auf die Märzgefallenen”, 1912). Первые сборники - “Милость весны” (“Die Gnade eines Frühlings”, 1912) и особенно “De Profundis Domine”, 1913 были исполнены мессианского пафоса, характерного для экспрессионизма; обращает на себя внимание соседство и плавные переходы стихов и прозы. Мотив “распада и торжества” предстает как главная тема начинающегося XX в.Б. принадлежал к тем немногим немецким литераторам, которые с самого начала выразили протест против I мировой войны и шовинистического угара. Его произведения, особенно после 1916, проникнуты духом пацифизма и бескомпромиссного антимилитаризма: сборники “К Европе” (“An Europa”, 1916), “Братание” (“Verbrüderung”, 1916), “Песнь против современности” (“Раan gegen die Zeit”, 1918), “Новые стихотворения” (“Das neue Gedicht”, 1916, сборник был задержан цензурой и вышел только после войны, 1919). Романтически-идеалистический пафос соединяется в антивоенных стихах тех лет с верой в человеческий разум. При всей абстрактности “О Человек!”* - пафоса, разорванности художественного сознания, в них уже отчетлива мысль о единении и грядущем торжестве справедливости, резко и беспощадно передана ненависть к насилию, братоубийству. Изображая ужасы войны, хаос, материальную и нравственную разруху, Б. требует положить конец взаимному истреблению (стихотворение “К миру”, “An den Frieden”), экстатически призывает к преображению и обновлению человека. Стилистика этих сборников типична для экспрессионизма: необузданность мысли и выражения, фонтанирующая эмоциональность, вскрик, анархический разрыв с традиционными формами, изломанный синтаксис, оборванное слово, недоговоренная фраза, длинная строка, обилие восклицательных знаков.Внутренняя противоречивость поэзии Б. особенно отчетливо проявилась в произведениях, написанных к концу войны. В них звучит отвращение к человеку, доведенному до зверского эгоцентризма, превращенному в преступника. Обиталищем проституток и сутенеров, бродяг и убийц видится поэту жизнь большого города, отравленная извращенной чувственностью в сочетании с нищетой и унижением. Описания городского дна сопровождаются ломкой привычных языковых норм.Бурный индивидуалистический протест против войны пронизывает все сочинения Б. военных и послевоенных лет (“Священное воинство”, “Die heilige Schar”, 1918; “Стихи для народа”, “Gedicht für ein Volk”, 1919; “Труп на троне”, “Der Leichnam auf dem Thron”, 1925), даже если он заглушён другими темами, рожденными отвращением к рухнувшей вильгельмовской Германии. Преобладают риторика, расплывчатый пафос, высокопарный призыв к битве “во имя власти божественной, священной, мистической” идеи. Ориентация на Р.Демеля постепенно и все заметнее сменяется влиянием А.Рембо, У.Уитмена, Ф.Гёльдерлина. Эсхатологические мотивы уже не могут заглушить надежду на приближение “царства мира”; утопические мечтания все отчетливее принимают социалистическую окраску, особенно в связи с восторженно воспринятой революцией в России (“Привет немецкого поэта Российской Советской Федеративной республике”, “Gruss des deutschen Dichters an die russische Föderative Sowjetrepublik”, 1918).Окончание войны и революционные события в Германии и России - переломный момент в судьбе Б. Творчество его становится менее экстатичным, разорванным, патетически абстрактным. Сначала 1920-х он начал постепенно отходить от экспрессионизма и к концу десятилетия уже неотделим от колонн “Красного фронта”. Б. стал членом коммунистической партии, агитатором, выступал в партийной прессе, читал стихи на собраниях коммунистов. Его экспрессионистский индивидуализм соответствовал настроениям масс, охваченных энтузиазмом, и парадоксальным образом совпадал с тяжеловесным тоном коммунистической пропаганды. Его темами стали революция, классовая борьба и солидарность (сборник прозаических фрагментов “Вперед, Красный фронт!”, “Vorwärts, du Rote Front”, 1924; поэма “У гроба Ленина”, “Am Grabe Lenins”, 1924). Ритмизованная проза, газетное сообщение в виде четверостишия - таковы некоторые приемы, характерные для революционной публицистики поэта. С перехода к массовой пропаганде средствами искусства начинается едва заметная поначалу унификация; призыв к массовой борьбе звучал уже не как экстатический крик, а как маршевая песня. Коммунистическая партия с ее строгой организованностью повлияла не только на мышление, но и на поэтику Б. Примитивная агитационность негативно сказалась не только на его лирике, но и на прозе (роман “Люизит, или Единственно справедливая война”, “Levisite oder Der einzig gerechte Krieg”, 1926).Энтузиазм, вызванный революцией в России, определил тематику и пафос творчества Б., начиная с поэтического сборника “Всем! Всем!” (“An alle!”, 1919). В 1928 он стал одним из организаторов Союза пролетарско-революционных писателей Германии, был избран его председателем, возглавил печатный орган этого союза журнал “Линкскурве” (“Die Linkskurve”, “Левый поворот”). В 1930 был избран членом президиума Международного объединения революционных писателей (МОРП). В 1933, в ночь поджога рейхстага, спасся бегством и эмигрировал в Советский Союз. Творчество Б. этих лет, близкое пролеткультовским тенденциям (поэма “Пою пятилетку!”, “Ich singe den Fünfjahrplan”, 1930; драматическая поэма “Великий план”, “Der grosse Plan”, и др.), несет на себе печать схематизма и пропагандистской плакатности (сборники “Голодный город”, “Die hungrige Stadt”, 1927; “Серые колонны”, “Graue Kolonnen”, 1930; “Человек, шагающий в строю”, “Der Mann, der in der Reihe geht”, и др.). Восприняв приход к власти в Германии нацистов как национальную трагедию, Б. создал ряд произведений, художественно осмысляющих судьбы немецкого народа. В сборниках “Искатель счастья и семь тягот. Высокая песнь” (“Der Glücksucher und die sieben Lasten. Ein hohes Lied”, 1938), “Возрождение” (“Wiedergeburt”, 1940, экранизирован 1968) он отошел от пропагандистской риторики, демонстрируя разнообразие художественных форм, яркую поэтическую образность. Мотив внутреннего изменения составляет основу автобиографического романа “Прощание. Немецкой трагедии первая часть” (“Abschied. Einer deutschen Tragödie erster Teil”, 1940), где поэт прослеживает собственный путь и путь своего поколения от рубежа веков до начала I мировой войны.Вернувшись в 1945 в Берлин, Б. стал одним из самых влиятельных деятелей в сфере культуры и политики ГДР, руководителем Культурбунда, соиздателем журнала “Зинн унд форм” (“Sinn und Form”, “Содержание и форма”) и еженедельника “Зонтаг” (“Sonntag”, “Воскресенье”), основателем крупнейшего издательства “Ауфбау” (“Aufbau” [“Созидание”]). В 1953-1956 он президент Академии искусств, с 1954 - министр культуры ГДР. В эти годы вышли сборники “Народ, блуждающий во тьме” (“Volk im Dunkel wandelnd”, 1948), “Новые немецкие народные песни” (“Neue deutsche Volkslieder”, 1950), “Счастье далей близко засияло” (“Glück der Ferne - leuchtend nah”, 1951), книга дневниковых записей “На новый лад великая надежда” (“Auf andre Art so grosse Hoffnung”, 1951), “Немецкие сонеты” (“Deutsche Sonette”, 1952), цикл теоретических работ: “Защита поэзии” (“Verteidigung der Poesie”, 1952), “Поэтическое вероисповедание” (“Poetische Konfession”, 1954) и др. В поэзии Б. послевоенного периода простота и строгость стиха сочетаются с классицистической стилизацией. И в теоретических работах, и в поэзии этих лет плодотворный эстетический поиск, обращение к традиции противоречиво сочетаются с верностью догмам социалистического реализма. В зрелые годы Б. старался дистанцироваться от экспрессионизма, однако полностью порвать со своей экспрессионистской молодостью он не мог и, по-видимому, не хотел.Соч.: Gesammelte Werke in 18 Bdn. Berlin, 1966-1981; Избранное. M., 1956; В защиту поэзии. М, 1959; Стихотворения; Прощание; Трижды содрогнувшаяся земля. М, 1970; О литературе и искусстве. М, 1981; [Стихи]// Сумерки человечества. Лирика немецкого экспрессионизма. М, 1990.Лит.: RillaP. Der Weg Johannes R.Becher// Rilla P. Vom bürgerlichen zum sozialistischen Realismus. 1967; Erinnerungen an J.-R.Becher. Berlin, 1968; Sinn und Form. Zweites Sonderheft Johannes R.Becher, 1960; HopsterN. Das Frühwerk Johannes R.Bechers. 1969; Haase H. Johannes R. Bechers, 1981; Фрадкин И. Изменчивый и постоянный // Фрадкин И. Литература новой Германии. М, 1961; Биркан П. Бехер (до 1945)// История немецкой литературы. Т. 5. М., 1976.И. Млечина
Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. Гл. ред. П.М.Топер.. 2008.