- “Танцзал”
- (“Ballhaus”, 1912)поэтическая антология раннего экспрессионизма (вторая после “Кондора”*, № 22 “Поэтических листовок”*). Составитель Э.А.Райн-хардт. Антология объединяет шестнадцать поэтов, каждый из которых представлен одним стихотворением, пронизанным духом чувственной жизни большого города. Современники характеризовали антологию как “Евангелие чувств” и как “космос из причудливости и неприличия, ставших искусством” (К.Кнац). Рисунок тушью В.Ресснера на титульном листе предвосхищает тематику стихотворений: вибрирующие силуэты без четких очертаний, среди которых угадываются мужчины в смокингах и едва различимые очертания дам в полете танца. Р.Курц, автор чувственного вступления, представляет 16 авторов “танцклуба, погружающих читателя в кровавую от ножей сутенеров атмосферу запахов кожи, духов, пудры, причесок и корсетов”. Авторы антологии - Э.Бласс*, М.Брод*, Ф.М.Каген, Г.В.Эппельсхеймер, З.Фридлендер [Минона], В.Хадвигер, Ф.Хардекопф*, М.Герман-Нейссе*, А.Хольц, Э.Ласкер-Шюлер*, Р.Леонгард*, Р.В.Мартене, А.Р.Майер, А.Рюст, Р.Шикеле*, Э.Штадлер* - вслед за Ницше, декларируют, что Танец есть воплощение жизни, которая больше не скована цепями морали и общества: “Дрожит дыхание в груди и каждый нерв мелодии послушно вторит. И все, что подавляли мы в себе, вдруг прорывается на волю” (М.Брод. “Конец бала”, “Ende des Balls”). Женщина как объект вожделения предстает существом странным, чужеродным, близким по духу и повадкам диким животным: “Лиана в танце словно зверь и словно королева [...] Загадочны ее газельи взоры” (Ф.Хардекопф. “Бар в Берлине”, “Bahr in Berlin”).Появление антологии прошло почти незамеченным, без того скандала, каким сопровождалась кампания против “Кондора”, хотя по характеру эпатирующих новизной публикаций и по манифестации одной из центральных виталистических метафор экспрессионизма эти антологии сродни друг другу. Издатель А.Р.Майер много лет спустя размышлял о ее характере: “Жизнь как танец, как пляска смерти? Гротеск как юмор висельника?”Лит.: Knatz К. Ballhaus und nebenan // Die Bücherei Maiandros, 1912. B. 2, Beiblatt; Meyer A.R. Die maer von der musa expressionistica. Düsseldorf-Kaiserwerth, 1948; Rothe W. Tänzer und Täter. Gestalten des Expressionismus. Frankfurt а. M., 1979.Н.Пестова
Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. Гл. ред. П.М.Топер.. 2008.