“Танцзал”


“Танцзал”
(“Ballhaus”, 1912)
   поэтическая антология раннего экспрессионизма (вторая после “Кондора”*, № 22 “Поэтических листовок”*). Составитель Э.А.Райн-хардт. Антология объединяет шестнадцать поэтов, каждый из которых представлен одним стихотворением, пронизанным духом чувственной жизни большого города. Современники характеризовали антологию как “Евангелие чувств” и как “космос из причудливости и неприличия, ставших искусством” (К.Кнац). Рисунок тушью В.Ресснера на титульном листе предвосхищает тематику стихотворений: вибрирующие силуэты без четких очертаний, среди которых угадываются мужчины в смокингах и едва различимые очертания дам в полете танца. Р.Курц, автор чувственного вступления, представляет 16 авторов “танцклуба, погружающих читателя в кровавую от ножей сутенеров атмосферу запахов кожи, духов, пудры, причесок и корсетов”. Авторы антологии - Э.Бласс*, М.Брод*, Ф.М.Каген, Г.В.Эппельсхеймер, З.Фридлендер [Минона], В.Хадвигер, Ф.Хардекопф*, М.Герман-Нейссе*, А.Хольц, Э.Ласкер-Шюлер*, Р.Леонгард*, Р.В.Мартене, А.Р.Майер, А.Рюст, Р.Шикеле*, Э.Штадлер* - вслед за Ницше, декларируют, что Танец есть воплощение жизни, которая больше не скована цепями морали и общества: “Дрожит дыхание в груди и каждый нерв мелодии послушно вторит. И все, что подавляли мы в себе, вдруг прорывается на волю” (М.Брод. “Конец бала”, “Ende des Balls”). Женщина как объект вожделения предстает существом странным, чужеродным, близким по духу и повадкам диким животным: “Лиана в танце словно зверь и словно королева [...] Загадочны ее газельи взоры” (Ф.Хардекопф. “Бар в Берлине”, “Bahr in Berlin”).
   Появление антологии прошло почти незамеченным, без того скандала, каким сопровождалась кампания против “Кондора”, хотя по характеру эпатирующих новизной публикаций и по манифестации одной из центральных виталистических метафор экспрессионизма эти антологии сродни друг другу. Издатель А.Р.Майер много лет спустя размышлял о ее характере: “Жизнь как танец, как пляска смерти? Гротеск как юмор висельника?”
   Лит.: Knatz К. Ballhaus und nebenan // Die Bücherei Maiandros, 1912. B. 2, Beiblatt; Meyer A.R. Die maer von der musa expressionistica. Düsseldorf-Kaiserwerth, 1948; Rothe W. Tänzer und Täter. Gestalten des Expressionismus. Frankfurt а. M., 1979.
   Н.Пестова

Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. . 2008.

Смотреть что такое "“Танцзал”" в других словарях:

  • танцзал — танцзал …   Орфографический словарь-справочник

  • танцзал — дансинг Словарь русских синонимов. танцзал сущ., кол во синонимов: 2 • дансинг (4) • зал (47) …   Словарь синонимов

  • Танцзал — м. Танцевальный [танцевальный 4., 5.] зал. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • танцзал — танцзал, танцзалы, танцзала, танцзалов, танцзалу, танцзалам, танцзал, танцзалы, танцзалом, танцзалами, танцзале, танцзалах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») …   Формы слов

  • танцзал — танцз ал, а …   Русский орфографический словарь

  • танцзал — (2 м); мн. танцза/лы, Р. танцза/лов …   Орфографический словарь русского языка

  • танцзал — танцза/л, а …   Слитно. Раздельно. Через дефис.

  • танцзал — у, ч. Танцювальний зал …   Український тлумачний словник

  • танцзал — а; м. Разг. Танцевальный зал. Т. дома культуры. Маленький, просторный т …   Энциклопедический словарь

  • танцзал — а; м.; разг. Танцевальный зал. Танцза/л дома культуры. Маленький, просторный танцза/л …   Словарь многих выражений

  • танцзал — іменник чоловічого роду …   Орфографічний словник української мови

Книги



We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.