- “Тетт”
- (“A Tett”, “Действие”) - венгерский журнал экспрессионистского направления, издававшийся и редактировавшийся Лайошем Кашшаком*. Выходил (не строго периодично) дважды в месяц (первый номер - 01.11.1915, последний - 20.09.1916). Как указывало его полное название (“литературный, художественный и общественный журнал”), в нем, кроме собственно художественных произведений, печатались публицистические статьи на социальные, литературно-политические темы, а также посвященные изобразительному искусству. Основными сотрудниками были поэты А.Комьят*, М.Дёрдь*, Й.Лендел*, публицисты Я.Маца*, З.Франьо, И.Вайда, А.Халаши, прозаики Э.Уйвари, Б.Секей, В.Розвани, художник Б.Уиц* и др.Ведущий мотив, который развивался на страницах “Т.” не без натуралистичности - война как темная, атавистическая сила, низводящая человека на уровень безгласной жертвы и слепого убийцы. В изобразительном искусстве поощрялась в противовес идеализирующей округленности резко угловатая черно-белая “геометрия”. Таким же было характерно экспрессионистское оформление журнала (шрифт, гравюры). Антивоенная, антимилитаристская направленность, отрицание “чистого” искусства и шаблонного “академизма”, всякой “красивой сделанности” возводились в степень программных требований, перерастая в подспудно революционный протест (Кашшак: “Песнь осознавших себя сил - вот голос новой литературы!”; статья “Программа”, “Program”, 1916). Сама жизнь, согласно А.Халаши, уводит от привычных “ахов и охов, самоотречения и самооговоров, колебаний и безразличия”, подталкивая к “истинно драматическим коллизиям”. И.Вайда противопоставлял “святую волю к перемене” “гамлетизму” немецкой социал-демократии, скатившейся к шовинизму.Социальное лицо милитаризма наглядно высвечивали в журнале рассказы Кашшака “Отодвинутые фигуры” (“Eltolt figurák”, 1916) и особенно “Анархистские похороны” (“Anarhista temetés”, 1915, позже назван “Красные похороны”), где изображалось кровавое подавление траурного рабочего шествия. “Политика существует, значит, приходится с ней считаться [...] и [...] употреблять ее для самоутверждения, для преодоления препятствий”, - отмечал он в статье “Политика? Искусство?” (“Politika? Müvészet?”, 1916). Именно благодаря этому “и бесчисленные измы сумели стать общественно необходимым явлением”. Обремененный тягчайшими противоречиями век творит свою, не эстетскую, а “социальную”, даже “социалистическую литературу”, - заявлял в открывавшем первый номер “Т.” напутствии (“На крестины”, “Keresztelöre”) Д.Сабо*.Духовный облик журнала был многообразен. С социально заостренным гуманизмом уживались также абсолютизация интуиции (А.Халаши), защита мистических, “трансцендентных” источников (З.Харасти). А.Комьят, который опубликовал в “Т.” одно из своих лучших стихотворений - проникнутые грустным сочувствием к крестьянам, посылаемым на бойню, лаконичные “Солдатские песни 1916” (“Katonadalok 1916”) - решительно отмежевывался “от всяких традиций”, всякой связи с прошлым. Сам Кашшак, подчас себе же противореча, не чуждался тогда этой крайности. Но он же своими принесшими ему поэтическую известность “Мастеровыми” (“Mesteremberek”, 1915) задал в журнале совсем другую тональность: одушевляющий поэзию, противостоящий разрушению пафос созидательной коллективистской воли, братского единения народов и культур.Уже второй номер журнала был конфискован - за иллюстрацию П.Добровича “Оплакивание Христа” - по обвинению в оскорблении религии. В 1916 последовал окончательный запрет после выхода августовского номера, в котором демонстративно протягивалась рука литераторам всех воюющих друг с другом стран. С Л.Рубинером* здесь соседствовали В.Кандинский*, Э.Верхарн, Ж.Дюамель, Л.Альтомаре, Б.Шоу. “С пытливым взором бросаем мы клич живым людям Востока, Запада, Севера, Юга, внемля их алому привету”, - писал Л.Кашшак во вводной статье. Консервативная критика, одобряяя запрещение журнала, усмотрела в этом “не просто поэтически невинный мотив,., а общественно опасное модернистское ответвление: программную интернациональность”.Лит.: Babits M. Ma, holnap és irodalom// Nyugat. 1916.06.09; Zolnai V. Új irodalom// Irodalomtörtenet. 1917. 5-6. sz.; Kassák L. Új költök könyve. Budapest, 1917; Kassák L. A magyar avangarde három folyóirata// Helikon. 1964. 2-3. sz.; KoczoghÁ. Az expresszionizmus. Budapest, 1967; JozsefF. “Rohanunk a forrad a lomba”. Budapest, 1969; IllésI. A Tett (1915-1916), Ma (1916-1925), 2x2 (1922). Repertórium. Budapest, 1975; KassákL. Éljünk a mi idönkben. Budapest, 1978.О. Россиянов
Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. Гл. ред. П.М.Топер.. 2008.