- Тихани, Лайош
- (Tihanyi, Lajos)(19.10.1885, Будапешт - 11.06.1938, Париж)венгерский живописец. Родился в буржуазной семье. В детском возрасте после тяжелой болезни потерял речь и слух. Посещал Училище прикладного искусства в Будапеште, летние месяцы 1907-1910 работал в известной венгерской художественной колонии в Надьбане. В 1907 побывал в Париже и в Италии на выставках П.Сезанна. Один из членов-учредителей группы художников “Восьмеро”* в Будапеште (1909), участник всех ее выставок. В 1912 выставлялся также на юбилейной экспозиции Надьбани в честь десятилетия основания школы. В 1918 примкнул к близким немецкому экспрессионизму венгерским художникам, войдя в круг журнала “Ma”*.В ранних произведениях - пейзажах и натюрмортах (конец 1900-х - начало 1910-х) художник следовал традициям Сезанна, а затем фовистов. Воздействие экспрессионизма сказывается на его творчестве со второй половины 1910-х. Несмотря на глухонемоту, Т. жил полноценной творческой жизнью, активно участвуя в обсуждении злободневных художественных и литературных проблем жизни венгерского авангарда. Основное место в его искусстве тогда занимал портрет. Среди его моделей - поэты, литераторы, художники. Сосредоточенная проницательность психологического анализа роднит портреты Т. с работами О.Кокошки*. Принцип его подхода к натуре - заострение характерного в чертах лица, в особенностях фигуры, порой доходящее до иронического преувеличения, гротесковой выразительности. Его кисть не лепит объемы, а строит их с помощью резких, угловатых мазков. Колорит не гармоничен, а возбуждает ощущение беспокойства и тревоги (характерный пример - “Автопортрет”, “Onarckép”, 1912). Асимметрические сдвиги черт лица, вопрошающий взгляд, преувеличенно высокий лоб, словно вздыбленные волосы воплощают нервного, порывистого человека, напряженно пытающегося понять самого себя. В конце 1910-х Т. создал галерею выдающихся деятелей венгерской культуры - среди них искусствовед и художественный критик Л.Фюлеп (1915-1917), поэт и художник Л.Кашшак* (1916), поэт Э.Ади (1918), скульптор П.Патцаи (1919) и др. Все это - люди разного душевного склада, но их роднит напряженная внутренняя жизнь, высокий интеллект.После падения Венгерской Советской республики Т. уехал в Вену (1920), затем в Берлин (1921-1922). С 1923 обосновался в Париже. В портретах парижского периода в его живописи усиливаются приемы кубистского письма (“Портрет Тристана Тцары”, “Tzara Tristan arcképe”, 1926, Будапешт, Венгерская национальная галерея). В 1933 он сближается с художественным объединением “Abstraction-Création” (“Абстракция и творчество”) и в дальнейшем все более склоняется к абстрактной интерпретации зримых форм, от портретного творчества и натюрмортов уходя к беспредметным картинам.Лит.: Devényi I. Tihanyi. Budapest, 1968; Tihanyi Lajos emlékkiállítása. Budapest, 1973; Kassákl L. Éljünk a mi idönkben. Budapest, 1978.Л.Алешина
Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. Гл. ред. П.М.Топер.. 2008.