Тихани, Лайош


Тихани, Лайош
(Tihanyi, Lajos)
(19.10.1885, Будапешт - 11.06.1938, Париж)
   венгерский живописец. Родился в буржуазной семье. В детском возрасте после тяжелой болезни потерял речь и слух. Посещал Училище прикладного искусства в Будапеште, летние месяцы 1907-1910 работал в известной венгерской художественной колонии в Надьбане. В 1907 побывал в Париже и в Италии на выставках П.Сезанна. Один из членов-учредителей группы художников “Восьмеро”* в Будапеште (1909), участник всех ее выставок. В 1912 выставлялся также на юбилейной экспозиции Надьбани в честь десятилетия основания школы. В 1918 примкнул к близким немецкому экспрессионизму венгерским художникам, войдя в круг журнала “Ma”*.
   В ранних произведениях - пейзажах и натюрмортах (конец 1900-х - начало 1910-х) художник следовал традициям Сезанна, а затем фовистов. Воздействие экспрессионизма сказывается на его творчестве со второй половины 1910-х. Несмотря на глухонемоту, Т. жил полноценной творческой жизнью, активно участвуя в обсуждении злободневных художественных и литературных проблем жизни венгерского авангарда. Основное место в его искусстве тогда занимал портрет. Среди его моделей - поэты, литераторы, художники. Сосредоточенная проницательность психологического анализа роднит портреты Т. с работами О.Кокошки*. Принцип его подхода к натуре - заострение характерного в чертах лица, в особенностях фигуры, порой доходящее до иронического преувеличения, гротесковой выразительности. Его кисть не лепит объемы, а строит их с помощью резких, угловатых мазков. Колорит не гармоничен, а возбуждает ощущение беспокойства и тревоги (характерный пример - “Автопортрет”, “Onarckép”, 1912). Асимметрические сдвиги черт лица, вопрошающий взгляд, преувеличенно высокий лоб, словно вздыбленные волосы воплощают нервного, порывистого человека, напряженно пытающегося понять самого себя. В конце 1910-х Т. создал галерею выдающихся деятелей венгерской культуры - среди них искусствовед и художественный критик Л.Фюлеп (1915-1917), поэт и художник Л.Кашшак* (1916), поэт Э.Ади (1918), скульптор П.Патцаи (1919) и др. Все это - люди разного душевного склада, но их роднит напряженная внутренняя жизнь, высокий интеллект.
   После падения Венгерской Советской республики Т. уехал в Вену (1920), затем в Берлин (1921-1922). С 1923 обосновался в Париже. В портретах парижского периода в его живописи усиливаются приемы кубистского письма (“Портрет Тристана Тцары”, “Tzara Tristan arcképe”, 1926, Будапешт, Венгерская национальная галерея). В 1933 он сближается с художественным объединением “Abstraction-Création” (“Абстракция и творчество”) и в дальнейшем все более склоняется к абстрактной интерпретации зримых форм, от портретного творчества и натюрмортов уходя к беспредметным картинам.
   Лит.: Devényi I. Tihanyi. Budapest, 1968; Tihanyi Lajos emlékkiállítása. Budapest, 1973; Kassákl L. Éljünk a mi idönkben. Budapest, 1978.
   Л.Алешина

Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. . 2008.

Смотреть что такое "Тихани, Лайош" в других словарях:

  • Tihanyi, Lajos —    см. Тихани, Лайош …   Энциклопедический словарь экспрессионизма

  • ВЕНГРИЯ — [Венгерская Республика; венг. Magyar Köztársaság], гос во в Центр. Европе. Территория: 93 030 кв. км. Столица: Будапешт (1863 тыс. чел. 1998). Крупнейшие города: Мишкольц (182 тыс. чел. 1997), Дебрецен (210 тыс. чел. 1997), Печ (162 тыс. чел.… …   Православная энциклопедия

  • Андраш I — У этого термина существуют и другие значения, см. Андраш. Андраш I венг. I. András …   Википедия

  • Эндре I — Бюст Андраша I в Национальном Мемориальном парке в Опустасере. Андрей (Андраш) I (ок. 1016  ок. 1061)  король Венгрии из династии Арпадов. Сын Василия Венгерского, Андраш бежал вместе со своими братьями Левенте и Белой в 1038 от наследника короля …   Википедия


We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.